22-05-98
Непонятно, в генах ли наших так заложено, благоприобретено ли, но не любим мы себя. Вернее, недолюбливаем. Хотя вроде бы и не за что. Ну не привыкли мы торговаться за пару тысяч - и знаем ведь, что недовесили, а терпим! На вопрос "почему" ответ следует, как правило, невразумительный: "Охота была связываться". Ну ладно, здесь каждый решает по-своему. Но порой бывает достаточно просто проявить бдительность для того, чтобы избежать неприятного осадка на душе. Например, проверить срок реализации на упаковке товара или просто прочитать, что же там вообще написано. Тут до смешного доходит: мои знакомые купили вместо необходимой им горчицы абсолютно ненужный эстрагон. Конечно, это тоже приправа, но ведь нужна-то была именно горчица! Беспокоить продавца расспросами о недорогом товаре не принято, неудобно как-то. Лучше уж самому потерпеть. Или изучать иностранные языки - надписи на ярлычках разбирать.
Самая обидная ситуация в смысле непонимания истинного положения вещей происходит, на мой взгляд, с соками. Не так давно решил я купить с утра коробочку настоящего стопроцентного сока: ничто так хорошо не восполняет недостаток витаминов во время долгой зимы или просто утоляет жажду, как сок. Подошел я к первому попавшемуся по пути на работу ларьку и увидел в продаже три тетрапакета с фруктовым напитком, нектаром и, наконец, с настоящим соком. "Ну и что удивительного, - спросите вы, - ассортимент в коммерческих киосках теперь достаточно широк". Совершенно согласен, но вопрос в другом. Все три упаковки продавались под одной этикеткой, безапелляционно гласившей: "Соки. 1 литр - 8.500 рублей". И это при том, что сок-то там был всего один! На первый взгляд, это выглядит парадоксом, однако не спешите с выводами. Не всякая жидкость, что продается в коробках с нарисованными овощами и фруктами, содержит внутри именно сок. Бывают еще нектары и напитки. Разница между ними примерно такая же, как между картиной, ее копией и фотографией.
Вопрос о том, что есть сок, а что - не сок, мне думается, требует небольшого углубления в область технологических процессов и тайных механизмов производства соков. Начну с того, что соки, нектары и напитки представляют собой три качественно разных вида продукта.
Сок (с надписью JUICE не тетрапакете) на 100 процентов состоит из плодовой части. В нем можно встретить даже небольшие кусочки мякоти - особенно в апельсиновом, ананасовом, томатном или мандариновом соках. Кстати, мандариновый сок в России производит и продает только российская компания "Вимм-Билль-Данн".
В нектаре (nektar) плодовой части - от 25 до 50 процентов. Если вы гарантированно хотите иметь больше вкусовых ощущений, а также наиболее полно утолить жажду, покупайте себе нектары. Надо заметить, что в нектарах компании "Вимм-Билль-Данн" содержание плодовой части всегда не менее 35-50 процентов.
Напитки (DRINK) представляют из себя не что иное, как фруктовую водичку, сдобренную ароматизаторами и вкусовыми добавками, с содержанием плодовой части не более 12-15 процентов. Очень бывает обидно выпить вместо прекрасного фруктового сока какой-нибудь напиток! Так что будьте внимательны к тому, что вы покупаете. Кстати, любопытства ради подойдите как-нибудь к киоску и посмотрите, сколько на самом деле там 100-процентных соков, сколько нектаров и напитков и не выдаются ли все они за соки. Результат, как я уже упоминал, порой оказывается самым неожиданным. Все это, конечно, делается не назло покупателям. Просто некоторые компании, выпускающие соки, нектары и напитки, разливают их в коробки, внешне отличающиеся друг от друга разве что по надписям.
Однако самые крупные и солидные компании, такие как российская компания "Вимм-Билль-Данн", занимающиеся производством соков и нектаров, чтобы не создавать недоразумений, напитки не выпускают вовсе.
И это приятно, ведь компания "Вимм-Билль-Данн", выпускающая эти замечательные соки и нектары, - российская. Можно даже сказать, крупнейшая и самая технологичная на сегодняшний день в России. На Лианозовском, Раменском и Царицынском молочных комбинатах, где развернуты основные производственные мощности "Вимм-Билль-Данна", действуют линии по розливу соков как в литровые тетрапакеты, так и в двухсотмиллилитровые (с пластиковой трубочкой). Таким образом, за день производится более 700 тонн нектаров и соков. За год - около 150 миллионов литров!
Ассортимент компании "Вимм-Билль-Данн" включает 7 соков "J-7" ("Джей Сэвен" - отсюда и название "Juices 7"): апельсиновый, мандариновый, ананасовый, яблочный, томатный, грейпфрутовый и виноградный. А также семь видов нектаров "J-7": персик, апельсин, мультифрукт, вишня, банан, манго и черная смородина. Сейчас в продаже появились два нектара, которые открыли новую "семерку": "арония" - нектар из черноплодной рябины с яблоком и нектар из моркови с яблоком.
Продукты компании "Вимм-Билль-Данн" служат наглядным примером того, какая информация должна содержаться на упаковке (см. рисунок) и соответствия написанного и внутреннего содержания. Вы можете провести собственную экспертизу с любым видом продукции этой компании, в том числе и новым. В этом году мы уже смогли оценить серию элитных соков и нектаров с мякотью "Rio-Grande": апельсиновый и яблочный соки, абрикосовый, клубничный и грушевый нектары.
Если в ваше сердце закрались подозрения по поводу того, откуда у российской компании завелись вдруг ананасы и прочая экзотика, успокойтесь. Действительно, большую часть соков, выжатых на своих плантациях, поставляет "Вимм-Билль-Данну" американская компания "Каргилл". Но так получается потому, что компания "Каргилл", имеющая огромный опыт работы и плантации в экологически чистых уголках Земли, предлагает действительно высококачественное сырье.
Все соки компании "Вимм-Билль-Данн" произведены по уникальной тетрапаковской технологии, без использования консервантов. Даже "естественных", таких как сахар или лимонная кислота. Тем не менее они могут храниться при комнатной температуре (даже не в холодильнике) не менее девяти месяцев.
Однажды мне попалась упаковочка "натурального" сока киви (так гласила надпись!) "без консервантов". В то же время текст на другой стороне извещал: "Ингредиенты: концентрат, вода, ароматизатор киви, сахар, лимонная кислота..." Особенно этим грешат страны-производители из бывшего соцлагеря, в частности Венгрия и Румыния, зная доверчивость наших потребителей и размещая на своей продукции маркировку, иногда противоречащую истинному содержанию. Я не знаю, зачем нужен ароматизатор "настоящему фруктовому соку", но о том, что лимонная кислота и сахар самые что ни на есть консерванты, знает, по-моему, любая домохозяйка. Так что, покупая соки, не забывайте поинтересоваться и списком ингредиентов.
Я же - от себя лично - советую вам обратить особое внимание на продукцию фирмы "Вимм-Билль-Данн": соки и нектары "J-7" и "Rio-Grande". Во-первых, вы можете быть уверены в их высоком качестве, а стало быть, не опасаться за свое здоровье. А во-вторых... впрочем, лучше попробуйте сами.
Андрей ГЛАЗКОВ.