22-05-99
Сорокалетний начальник второго оперативного отделения Магнитогорского отдела налоговой полиции майор А. Ватов был из тех, кого в правоохранительных структурах называют "старыми волками". До службы в налоговой полиции работал в магнитогорском отделе по борьбе с организованной преступностью. Раскручивал одни из самых трудных и особо тяжких в милицейской практике преступлений. Затем по рекомендации милицейских начальников перешел в налоговую полицию, где мнения о нем разделились. Кто-то говорил: "Опер как опер", кто-то сетовал на его амбициозность. Но то, что он мог "взять", никто не предполагал.
Сотрудники отдела собственной безопасности УФСНП по Челябинской области и их коллеги из магнитогорского отдела ФСБ, участвовавшие в поимке взяточника, говорили, что Ватов клюнул на простую приманку. А закинула удочку хорошая знакомая Ватова Тамара Носкова - в милицейских кругах Магнитогорска личность довольно известная. 55-летняя женщина слыла мошенницей со стажем. Дурила народ по-разному. В начале своей "бендеровской" карьеры ходила по квартирам магнитогорцев, предлагала услуги по быстрой установке телефонов, но сначала якобы нужно было внести аванс...
Первой жертвой, попавшей под пресс Ватова и Носковой, стал директор корпорации "Кидар" Максим Касалинский. В корпорацию входило несколько фирм. "Кидар" была одной из первых в Магнитогорске коммерческих структур, начавших заниматься оптовой торговлей. Касалинского подвели деловые отношения с Тамарой Носковой. Она помогла его фирме заключить договор по взаимозачетам с энергокомбинатом АО "ММК". Сумма договора составляла один миллиард "старых" рублей. За посреднические услуги Носковой полагалось десять процентов. Об этом Касалинский договорился с посредницей устно. Но взаимозачет проходил медленно и на счет "Кидара" поступила лишь часть денег - 300 миллионов рублей. Обеспокоенная судьбой своих заработанных 10 процентов, Носкова прибегла к помощи влиятельных в определенном кругу друзей. К Максиму Касалинскому приезжали парни спортивного вида и интересовались, когда Носкова получит деньги. После, как и было договорено, посреднице выдали 30 миллионов. Однако ее это не удовлетворило. Изначально речь шла о 100 миллионах рублей.
Носкова пообещала отомстить. Ждать долго не пришлось. На этот раз "наезд" на предпринимателя она провела с помощью своего знакомого - майора налоговой полиции Александра Ватова. Войдя с ней в сговор, полицейский начал психологическую обработку клиента. Касалинский был вызван в магнитогорский отдел налоговой полиции. В беседе майор известил ничего не подозревающего директора о нарушениях налогового законодательства его фирмами. Коммерсанту было предложено готовить документы для проверки, а заодно и штраф в полмиллиарда рублей. Естественно, о мнимой проверке "Кидара" руководство отдела налоговой полиции не знало.
У Касалинского сразу возникли подозрения, что внезапные проблемы с налоговой полицией обеспечила его знакомая посредница. Предчувствие директора "Кидара" не обмануло - через два дня Носкова встретилась с ним. "Мы с Сашей (Ватовым. - И.А.) решили это дело замять. Если принесешь сегодня деньги, мы поедем к нему домой. В твоем присутствии отдадим", - заявила Носкова. Коммерсант должен был принести на квартиру посредницы 100 миллионов рублей взятки. В назначенный день сумма перешла в руки Ватова и Носковой. С того момента Касалинского налоговая полиция не беспокоила. А взяточниками уже занимались сотрудники отдела собственной безопасности налоговой полиции и ФСБ.
Ждать следующего наезда со стороны полицейского и его компаньонки пришлось шесть месяцев. Объект для взятки был выбран опять через Носкову. В туристической фирме "ПГ Холидей" работала ее дочь. Стало известно о каких-то нарушениях этой фирмой закона работы с валютой, да и зарплату последнее время платить стали нерегулярно. Механизм выколачивания взятки опять заработал. Носкова объяснила директору "Холидей" Божкову, что для его фирмы могут настать черные дни. Грядет проверка налоговой полиции, последующее закрытие фирмы и даже арест некоторых работников. Однако взятка в триста миллионов рублей для знакомого майора налоговой полиции может исключить такие последствия.
Бизнесмен засомневался и попросил устроить встречу с Ватовым. После вопроса, за что он должен отдавать такие деньги, полицейский замешкался и перевел разговор. Размер взятки был снижен на пятьдесят миллионов. Божков попросил отсрочки, так как такую сумму сразу предоставить не было возможности. Полицейский дал ему несколько дней. Носкову это очень разозлило. "Так не пойдет", - заявила она, но потом согласилась.
Однако возникли другие трудности. Директор позвонил Носковой и сказал, что собрал только часть от названной суммы. Та не выдержала: "Вы что, в игрушки решили поиграть? Вы с огнем играете? Здесь не базар и не какие-нибудь с растопыренными пальцами. Чтобы деньги были у меня!" На квартиру Носковой Божков принес шестьдесят миллионов рублей. Здесь она и была взята с поличным. Купюры были помечены заранее. Спецсостав "Светлячок" был на руках Носковой. Позже под арестом оказался и начальник второго оперативного отделения магнитогорского отдела налоговой полиции Александр Ватов. Как выяснилось в ходе следствия, налоговый полицейский консультировал свою напарницу, как быть осторожной - при получении взятки надеть перчатки и не трогать деньги руками.
Следствие выдержало немало накатов со стороны подозреваемого. Из следственного изолятора на волю в "желтую прессу" уходили клеветнические статьи в адрес работников ФСБ и прокуратуры. Кстати, сокамерниками Ватова были начальник Магнитогорского ОБЭПа и его заместитель, которые также проходили по обвинению в получении взяток. Но эти препоны не помешали вынесению приговора суда. Александр Ватов признан виновным и будет отбывать восемь лет за решеткой исправительной колонии общего режима. С конфискацией имущества. Его подельнице Тамаре Носковой суд назначил пятилетний срок лишения свободы с конфискацией имущества.
Илья АНАНЬЕВ,
пресс-центр УФСНП по Челябинской области.