22-06-99


Под его пером документ становился искусством

Сегодня - 90 лет со дня рождения Александра Андреевича Шмакова, писателя и краеведа, автора романа "Петербургский изгнанник"

Мы его хорошо помним - высокого, стройного, всегда подтянутого и... озабоченного. В его голове непрерывно рождались идеи и проекты, смелые замыслы и планы. Он был писатель и исследователь, журналист и краевед, руководитель-общественник, инициатор многих начинаний в сфере культуры. Сын своего времени, он свято верил в дело коммунистической партии и был ее активным функционером. Это не мешало ему оставаться естественным человеком, простым и искренним.

В энциклопедиях и литературных справочниках А.А. Шмаков упоминается прежде всего как автор знаменитого романа "Петербургский изгнанник" в трех книгах. Это трилогия о первом русском писателе-революционере А.Н. Радищеве.

Начало работы над романом относится к 1939 году, когда молодой автор принимает эстафету из рук Ольги Форш, только что завершившей свою книгу "Радищев". В отличие от предшественницы, которая посвятила свое произведение проблеме становления мировоззрения одного из выдающихся представителей русской революционной мысли, Шмаков художественно воссоздает наиболее драматический период жизни Радищева, начиная повествование с 1790 года и завершая его трагической гибелью писателя-мученика в 1802 году.

Заслуга Шмакова состоит в том, что он первым в советской литературе осветил жизнь Радищева после написания им "Путешествия из Петербурга в Москву", преобразил исследованный архивный и документальный материал в художественно убедительное произведение, выдержавшее уже много изданий.

Центральная тема романа - судьба человека, дерзнувшего в "жестокий век" сказать слово правды и за то пострадавшего, гонимого, отторгнутого от нормальной жизни людей. Конфликт государства и конкретной личности, столь глубоко разработанный в творчестве А.С. Пушкина, как видим, заинтересовал и А.А. Шмакова, который по-своему подошел к этой теме. Сильное впечатление производят те страницы романа, где повествуется о душевных страданиях Радищева, заметившего, что вместе с отвернувшимся от него государством - увы! - стали чужими и даже враждебными ему недавно совсем близкие люди. Только редкие из них, например, свояченица Е.А. Рубановская, сохранили доброе отношение к Александру Николаевичу, за что также претерпели гонения и издевательства со стороны не только властей, но и родственников, друзей. Все это описывается Шмаковым мастерски, с глубоким проникновением в душевный мир героев, с пониманием психологических тайников человеческой природы.

Обращаю на это внимание потому, что в среде писателей и критиков слышал мнение, согласно которому Шмаков был будто бы литератором сугубо социологического толка, "правдистом" даже в художественном творчестве. Как видим, это не так.

Даже обращаясь к общественной проблематике, Шмаков стремится к полноте и точности изображения человеческих переживаний. Показательны в этом отношении картины, рисующие народную жизнь через восприятие ее Радищевым. Много повидал он на очень длинном пути в ссылку. И понял: народ, за который он вступился и пострадал, жаждет новой жизни, но пока темен и наивен, надеется не столько на себя, сколько на "народного заступника", будь это Бог или Пугачев - все едино. Разговоры Радищева с уральскими рабочими, с сибирскими крестьянами насыщены непридуманными и выразительными деталями, передающими сложную гамму чувств, настроений как самого писателя, так и его собеседников. С отчаянием "петербургский изгнанник" осознает, что его идеи о переустройстве общественного положения России натыкаются в народе на глухую стену, что еще не одному поколению просветителей и революционеров придется положить голову на плаху, чтобы народ взглянул на себя как на собственного спасителя.

"Петербургский изгнанник" - это роман и о российской интеллигенции, нарождавшейся в послеломоносовский период. А.Н. Радищев, один из первых представителей этого сословия, с радостью листал страницы журнала "Иртыш, превращающийся в Иппокрену", издававшегося, как ни странно, в глуши сибирской провинции - в стоящем на краю земли Тобольске. Чудо! И сотворили его скромные люди - купцы, учителя, священнослужители. Тогда и показалось Радищеву - забрезжил свет новой жизни над Сибирью. И поверил он, что и его труд, и его мучения не напрасны.

Художественная сила романа обусловлена не только писательским дарованием его автора. Немалую роль сыграла исследовательская жилка, присущая А.А. Шмакову. Собирая материал для трилогии, он тщательно изучил множество печатных и рукописных источников, собрал и систематизировал труднодоступные реликтовые вещи, способные прояснить многие вопросы, касающиеся как самого Радищева, так и его жизни. А.А. Шмаков работал в архивах Иркутска, Красноярска, Тюмени, Тобольска, Владимира... Совершил, можно сказать, писательский подвиг: прошел пешком и автостопом от Москвы до Илимска.

Немудрено, что на этом пути он совершил ряд открытий, о которых поведал миру в своих публикациях: "Радищев в журналистике революционной Сибири", "Интерес Радищева к Востоку", "Неизвестные служебные бумаги А.Н. Радищева", "О радищевских традициях в украинской литературе", "Радищев в Томске", "Радищев на Урале" и другие.

Работа над "Петербургским изгнанником" стала для писателя Шмакова большой научной школой. Она развила в нем страсть к поиску, жажду познать неведомое. И когда он в 1952 году приехал на постоянное место жительства в Челябинск, ему захотелось как можно больше узнать об Урале, как раньше о Сибири и Радищеве. Наш регион он исходил, изъездил из края в край. Копался в архивах, встречался с людьми, изучал старые газеты и журналы, записывал народные песни и предания. Одним словом, проявил себя как истинный следопыт. И результаты поиска налицо. Одна за другой появлялись его книги: "На литературных тропах", "В литературной разведке", "Письма из Лозанны", "Горький и Урал", "Фадеев на Урале", "Наше литературное вчера" и другие.

Не преувеличивая, можно сказать, что только благодаря Шмакову мы сегодня можем реконструировать историю литературы Урала. Не случайно в книге очерков "Литература Урала", изданной недавно в Екатеринбурге, сноски на труды Шмакова можно увидеть чуть ли не на каждой странице. Он фактически заново открыл для читателя имена таких писателей, как П. Второв, П. Чучелов, С. Ужгин, П. Падучев, А. Туркин и многие-многие другие. Их литературное наследие было незаслуженно забыто. А.А. Шмаков в данном случае выступил не только как следопыт, но и как страстный пропагандист произведений, без которых сейчас невозможно представить не только историю литературы Урала, но и сам край, описанный их авторами талантливо и правдиво.

Не меньшего признания заслуживают изыскания А.А. Шмакова, касающиеся маститых и известных писателей, таких как Л. Сейфуллина, В. Правдухин, В. Юрезанский, С. Гусев-Оренбургский, Н. Погодин, А. Гайдар, не говоря уж о М. Горьком, В. Короленко и А. Фадееве. Он добыл любопытные факты, проливающие свет на историю создания некоторых их произведений, разгадал загадки (например, выяснилось, что известные по литературным справочникам имена: В. Нос, Антон Горемыка, В. Юрезанский - это одно и то же лицо, то есть псевдонимы одного и того же писателя).

Но Шмаков не был бы Шмаковым, если б ограничивал свою задачу только введением в литературный обиход новых имен и фактов. Он, во-первых, очень любил литературу, во-вторых, был по характеру своему бойцом, и ограничиться публикацией или докладом на научной конференции было не в его правилах. Он добивался, чтобы открытые им талантливые произведения находили дорогу к читателю. Кроме того, ему важно было увековечить память писателя в том или ином виде. Он выступал на разных собраниях и заседаниях как депутат Челябинского областного и городского Советов депутатов трудящихся, как член президиума Челябинского областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с предложением о наименовании улиц в память того или иного писателя, об установке в их честь мемориальных досок, о создании музеев. Так в Челябинске появились улицы, названные именами А. Туркина, В. Правдухина, В. Юрезанского, Л. Татьяничевой, установлены мемориальные доски, посвященные Н. Гарину-Михайловскому, С. Власовой, В. Бирюкову, А. Серафимовичу и другим.

Своим честным трудом, бескорыстным служением родной культуре, своей любовью к родному краю Александр Андреевич Шмаков заслужил, чтобы мы сегодня, в день его юбилея, вспомнили его добрым словом и по-хорошему почтили его светлое имя.

Александр ЛАЗАРЕВ,

профессор, доктор филологических наук.