22-07-05


"Игра на скрипке - это всегда про любовь"

Владимир Шехтман о музыке, о жизни

Нурия ФАТЫХОВА

Челябинск

- Если люди хотят получить удовольствие от жизни, почувствовать себя счастливыми, они должны слушать скрипку. Ведь скрипка - единственный инструмент в мире, способный издавать божественные звуки, - говорит заслуженный артист России скрипач Владимир Шехтман.

В начале сентября он планирует дать несколько сольных концертов и совместный концерт со своей дочерью - неоднократным лауреатом международных конкурсов пианисткой Боженой. Владимир Аркадьевич играет на своей старинной скрипке в удивительно экспрессивной манере, чем очаровывает публику. Если обычный скрипичный концерт длится максимум полтора часа, то у Шехтмана, случается, и два, два с половиной.

- Я могу играть столько, сколько меня захотят слушать, - объясняет музыкант.

А слушать скрипку, на которой Шехтман виртуозно выводит волшебные мелодии, хочется бесконечно.

В новом сезоне Владимир Шехтман подарит нам, если найдутся спонсоры, новую программу. В нее войдут соната Антонио Вивальди в обработке ученика Римского-Корсакова Отторино Респиги, соната N 5 "Весенняя" Людвига Бетховена, сюита в старинном стиле Альфреда Шнитке, соната норвежского композитора Эдварда Грига, две мазурки и блестящий полонез Генрика Венявского. Также Владимир Аркадьевич собирается дать концерты к Дню знаний для учеников музыкальных школ и студентов одного из вузов Челябинска.

- Как вы составляете новую музыкальную программу?

- Одно произведение должно дополнять остальные, а композиторы подходить друг к другу по музыкальному темпераменту. Играю я по нарастающей: каждая композиция - интереснее предыдущей. Заканчиваю, обычно, самым виртуозным произведением.

- Какую роль играет инструмент в карьере скрипача?

- Я уже больше 20 лет играю на своей скрипке. Купил ее в Одессе с рук. Моей скрипке уже более 240 лет, сделал ее Флетчнер, ученик Антонио Страдивари. Теперь вот не знаю, кому ее отдать, если со мной что-то случится. А про роль инструмента: Вы знаете, хороший музыкант хорошо сыграет и на плохой скрипке, а у плохого ничего не выйдет на самом лучшем инструменте.

- Есть понятия "музыкальный сюжет", "тема". Музыка, скрипичная музыка, всегда рассказывает историю?

- Игра на скрипке - это всегда про любовь. А музыка вообще, будучи искусством неконкретным, является отражением жизни. Причем исполнителя! Скрипач Полякин умер в 40 лет, но его сердце было дряхлым, как у столетнего старика. Игра на скрипке - в прямом смысле сердечные переживания. Не вкладывает скрипач в музыку свою жизнь, и ничего нет, нет музыки, - Владимир Шехтман хватается за скрипку, - вот я бесстрастно сыграю вам Брамса (начинает водить смычком по струнам). Что вы слышите? - Ноты, только ноты. А теперь вложу жизнь, страсть :

Комнату наполняет быстрая волнующая мелодия. За Брамсом следуют Бах, "Интермедия" Вивальди.

- Говорят, Вивальди очень любил женщин, - смеется Шехтман, - в этой "Интермедии" чувствуется что-то такое эротическое. Чтобы играть и понимать музыку, нужна страсть. Правда, сегодня больше страсти к деньгам. Преуспевающему бизнесмену в погоне за прибылью некогда думать о какой-то страсти в искусстве, времени нет. А у других нет денег, чтобы тратить их на музыку.

- Но в Европе классическая музыка востребована, люди ходят на концерты.

- Там другой уровень жизни, в каждом маленьком городке есть свой симфонический оркестр. У нас такое невозможно. Нечем платить оркестрантам, да и концерты устраивать филармонии не могут - неприбыльно. Интерес к классической музыке - показатель уровня благосостояния страны. Если в Европе народ станет жить хуже, сразу исчезнут оркестры, пропадут музыканты. Вырастить из сына музыканта - смелый шаг, намного проще сделать из него адвоката, чтобы прокормить себя смог. Кстати, такая тенденция сегодня во всем мире. К настоящей музыке действительно пропадает интерес.

- А почему?

- Развитие коммуникаций, телевидение. Нас приучили к чему-то незамысловатому, легкоперевариваемому, чтобы пришел человек с работы, сел перед телевизором и проглотил бездумно. В России серьезной музыки нет даже на канале "Культура". Большей частью нам предлагают так называемую демократичную подборку, часто банальную примитивную музыку в исполнении солидного оркестра. Считается, что это вот люди поймут, а Брамса, Листа, лиричные и ироничные мелодии в музыке Шнитке - нет. Значит, и играть их не стоит. Сейчас в мире один спутниковый канал "MEZZIO" знакомит людей с лучшими музыкальными достижениями. Я уверен, что дети могут и не знать, кто такой Брамс. Они Ленина не знают, откуда Брамса?! То, что происходит с нашей политической историей, ее девальвация, то же - с историей музыки.

- Но таланты-то остаются. Можно их вырастить здесь, в провинции?

- По тем же экономическим и политическим причинам дети в музыкальных школах, особенно провинциальных, сегодня недостаточно развиты. Наверное, не помогают папы и мамы, помешанные на "аншлагах". Да и не на кого ориентироваться. Скрипачам особенно трудно. В Челябинск в год приезжают только один-два скрипача! Музыкантов понять можно - гастролировать дорого. Это позволить себе могут первая скрипка мира Венгеров, Репин. Но живут они за границей.

- Чего вы ждете от слушателя на концерте?

- Как-то ко мне после концерта подошла молодая женщина и сказала: "Я была счастлива в жизни два раза. Второй - сегодня на вашем концерте". Я хотел бы, чтобы все люди были счастливы после моих выступлений.