22-09-06
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Семь академических светил, известных российских ученых (в Челябинск они прибыли на всероссийскую конференцию "Математика. Механика. Информатика") пришли в редакцию, чтобы встретиться со своей будущей сменой - школьниками, достигшими в учебе выдающихся успехов. Среди них победители олимпиад разного уровня, кандидаты в национальную сборную России и т.д. из Снежинска, Озерска, Магнитогорска и челябинского физико-математического лицея N 31. Между академиками и школьниками состоялся интересный разговор, который будет любопытен еще и нашим читателям. А начал его ветеран олимпийского движения, завоевавший золотую медаль в Аргентине, кандидат физико-математических наук, преподаватель ЧелГУ Михаил Лепчинский.
Почему ребята не идут в науку?
Михаил Лепчинский:
- Вспоминая свое недавнее прошлое, хочу объяснить свой выбор: почему после школы пошел в ЧелГУ? Я пошел туда за своим научным руководителем - Сергеем Михайловичем Ворониным. Хотелось учиться именно у него. Мне очень повезло, что я встретил этого человека. Хочу сказать ребятам, что учиться у талантливых математиков можно и в Челябинске. Для этого необязательно уезжать в Москву и Санкт-Петербург, где много солидных столичных вузов. Я знаю, что самые успешные выпускники мечтают поступить в МГУ, Физтех и т.д. Но обратите внимание, что все присутствующие академики работают в основном в Уральском регионе: в Челябинске, Екатеринбурге, Уфе. Они представляют крупные математические школы, являются их создателями. Развивают свое научное направление. К сожалению, при выборе вуза я об этом ничего абсолютно не знал. Многие школьники сегодня тоже, наверное, не осведомлены, как и я в свое время.
Никита Михайловский, ученик челябинского физико-математического лицея N 31:
- В общем-то это правда. Вузы мало что знают о нас, а мы о них. Возможно, поэтому для многих из нас математика является средством, а не целью. И, выбирая сначала математику, многие ребята потом в науку не приходят. Мы почти не общаемся с талантливыми математиками, двигающими науку. Солидные математики, на мой взгляд, должны сотрудничать с будущими абитуриентами. Некоторые моменты, которые присутствуют в науке, наверное, можно объяснить и нам, школьникам.
Челябинские вузы, конечно, немало занимаются сегодня с абитуриентами. Проводят для них олимпиады, дни открытых дверей, привлекают к научной работе и т.д. Но в условиях, когда встает проблема с набором, недостаточно уделяют внимания контактам с победителями олимпиад, засветившимися на всероссийском уровне и т.п. И ребятам, как выяснилось, не хватает общения.
Виталий БЕРДЫШЕВ:
- Отчасти по этой причине большинство одаренной молодежи уезжает в столичные вузы и даже за рубеж. А в местных вузах практически нет конкурсного отбора из-за демографического спада. Поступают все кто хочет. А это не тот уровень, с которым хотелось бы работать таким преподавателям, как Михаил Лепчинский.
Сергей Корытов, выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук, учитель физико-математического лицея N 31, награжденный президентским грантом:
- К сожалению, у нас нет еще и методических центров, которые могли бы объединить всех талантливых детей. Нет общей сети для подготовки детей к олимпиадам, чтобы вовлечь их в большое творческое движение. Надо бы ее создавать, но боюсь, что мы не получим поддержки.
Хорошо ли учат в школе?
Сергей Корытов:
- В нашем лицее уровень преподавания математики очень высокий. Благодаря, конечно, кадрам. На кафедре работает 15 человек. И все с высшей или первой категорией. Но должен с грустью сказать, что в этом году 25 выпускников из 54 уехали в Москву, четверо - в Санкт-Петербург. В Челябинске остались единицы, и то по каким-то личным причинам.
Николай Красовский:
- Может быть, вопрос не совсем деликатный, но как вы оцениваете уровень математического образования в рядовой обычной школе?
- Судя по результатам ЕГЭ, уровень в школах нашей области чуть выше, чем в целом по стране. А в стране он 48 - 50 баллов, то есть троечный. В нашем лицее в этом году средний балл - 85.
- А как справляются ребята с заданиями в части "С"?
- Педагоги, которые участвуют в проверке этих заданий, говорят, что в обычной школе в этой части заданий практически ничего нет.
Наталья Гудкова, школа N 39 г. Озерска:
- Многие учителя сами не могут решить в части "с" 4-ю и 5-ю задачи. Сегодня на совещании в городском управлении образования обсуждали вопрос об организации курсов для массовых школ на базе кафедры высшей математики в технологическом институте нашего города. Если не решают учителя, то что говорить о детях?!
Владимир Николаевич Ушаков:
- Могу назвать еще один вариант решения проблемы. В Екатеринбурге есть институт регионального образования, в котором кафедра математики систематически проводит занятия с учителями из разных регионов. И разбирает по прошедшему году все трудные задачи в части "С". Поэтому за помощью можно обратиться и туда. Там дело очень хорошо поставлено.
Николай Красовский:
- А чувствует ли себя учитель, являясь мастером в своем деле, хозяином на уроке?
Сергей Корытов:
- В полном смысле этого слова. Хотя его деятельность контролирует администрация школы. Мы учим по учебникам, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
Николай Красовский:
- Сегодня существует странная установка. Главное для учителя - воспитать не математика, а человека, который, выйдя в жизнь, сможет быть успешным. И не дай бог, чтобы ребенку было на уроке скучно. Я в таком случае вспоминаю слова Паскаля, который говорил, что учеба - это тяжелый труд. А быть занимательным - задача рыболовного крючка.
Трудные пятерки
Катя Матнина, ученица школы N 56 г. Магнитогорска:
- В нашей школе строго ставят оценки. Мне кажется, что это связано с тем, что школа хотела бы отсеять тех ребят, которые недостаточно способны в математике.
Сергей Корытов:
- Могу еще добавить: чем выше уровень школы, чем выше квалификация учителя, тем ниже оценки учеников. В нашей школе, например, золотых и серебряных медалей на порядок меньше, чем в рядовых обычных школах. Там учитель завышает оценки.
Не секрет, что в конце учебного года в нашей школе часть детей отсеивается по академической неуспеваемости. Недавно один знакомый десятиклассник мне говорит: "К нам пришли ваши ученики. Они так здорово разбираются в математике!" Вот такой парадокс. Это о наших двоечниках. Уровень просто катастрофически разный!
Николай Красовский:
- Строгость в оценке нужна не только для того, чтобы отсеять ученика, но и обозначить для него высокую планку. Когда в 8-м классе к нам пришел новый учитель и попросил нас самостоятельно подготовиться по одному из разделов, я был очень в себе уверен. Надеялся отличиться. Но учитель мне сказал, что мог бы оценить мою работу только на тройку с плюсом. Правда, учитывая мое желание, с каким я работал, ставит четверку. А дальше добавил: "Если вы и дальше так будете стараться, то, я думаю, может быть и пятерка". Я был в восторге от той высоты, которую перед собой увидел.
Что мешает учебе?
Катя Матнина, школа N 56 г. Магнитогорска:
- В нашей школе очень сильные и очень требовательные учителя по всем предметам. В частности, по истории и химии. И поэтому на углубленное изучение математики нам порой мало остается времени. Меня отвлекают от математики общеобразовательные предметы, и это мне мешает.
Сергей Корытов:
- Это беда всех таких школ, которые представляют здесь ребята. Почему-то все предметы, а не только профильные, у нас преподают по углубленной программе, даже физкультуру. И сколько бы на педсоветах ни говорили, что остальные предметы мы преподаем по программам общеобразовательных школ, ситуация не меняется. По-видимому, учителя не могут смириться с тем, что в профильной школе их предмет не главный.
Николай Красовский:
- Сколько часов приходится заниматься вашим ребятам дома?
Сергей Корытов:
- По-разному, в зависимости от темпа работы.
Саша Омельчук, ученик школы N 39 г. Озерска:
- Раньше 12 часов редко ложусь. Плюс шесть уроков в школе. Такой режим практически у всех ребят в нашей школе
Николай Красовский:
- Серьезная нагрузка. Правда, когда одного известного физика спросили, сколько нужно ею заниматься, чтобы достичь хорошего результата, он сказал: "Восемнадцати часов вполне достаточно".
Ольга Денисова, учитель школы N 125 г. Снежинска:
- А почему о перегрузке мы говорим в таком трагическом тоне? Да это замечательно, что у ребят нет времени, скажем, на наркотики и многое другое.
Николай Красовский:
- Когда ребенок занимается тем, чем хочет, - это одно. А если его вынуждают - это другое. Здесь могут ведь быть и срывы в здоровье, и другие негативные последствия.
О будущем: с оптимизмом и пессимизмом
Володя Бабаскин, школа N 56 г. Магнитогорска:
- Если я выберу науку, то хотел бы знать, что меня ждет. Какие у меня перспективы?
Сергей Матвеев:
- Чтобы точнее ответить на ваш вопрос, сначала спрошу: "За что вы любите математику?" У нее есть спортивная сторона: кто вперед решит? И содержательная, когда нравится сама красота задачи, совершенство теории.
- За строгость. Логичность. Если доказано, то доказано. Иногда интересно решить задачу быстро. Но часто привлекает ее содержание.
- Хороший ответ. Если вы любите математику за ее содержательность, то вас ждет счастливая жизнь. Вам не нужны будут тогда ни детективы, ни фильмы. Вам бы только уединиться и задачу решить. От этого вы получаете огромное удовольствие.
Николай Красовский:
- Но будет и трудно. Жизнь академика существенно отличается от жизни юноши. Человек, доказавший теорему Ферма, думал над ней 31 год. Это, вероятно, прозвучит пессимистично. Говорят, нет более печального зрелища, чем молодой человек-пессимист. Хуже может быть только старый человек-оптимист.
Математика вырабатывает в человеке еще и независимость личности.
Пластилин с веревочкой
Сергей Матвеев:
- Сегодня все вокруг только и говорят о том, что человек отказался от миллиона долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре. По моим сведениям, миллион долларов ему пока что не предложили, но предложат. И он откажется. Так, во всяком случае, говорили на конгрессе в Испании, с которого я недавно вернулся. Оживил ли Перельман интерес к математике?
Николай Красовский:
- Интерес к открытию Перельмана огромный. Я теперь везде ношу с собой кусок пластилина и веревочку, потому что все спрашивают, а что он такого сделал. Объясняю наглядно. Но надо, чтобы такой интерес пробудился в должных кругах. Такие люди, как Перельман, как воздух. Когда он есть, его не замечают. А вот когда хороших математиков нет, тогда этот факт сразу бросается в глаза и заставляет действовать.
Валентин Батухтин:
- В нашем государстве это беда, что такие представители интеллектуальной элиты, как Перельман, не становятся знаковыми фигурами. Случай с ним должен заставить наших чиновников по-другому взглянуть на эту проблему.
Елена Волоснова, учитель школы N 56 г. Магнитогорска:
- А почему все-таки Перельман отказывается от премии? Ее ведь можно было направить на развитие науки, если она ему лично не нужна. Мы, например, не можем вывезти наших детей на международные соревнования, потому что нет денег:
Сергей Матвеев:
- Я вам выскажу свои гипотезы. Ну, во-первых, этот человек готов все 24 часа в сутки заниматься математикой. Жаль, что спать еще нужно. И, по-видимому, тут есть боязнь, что если он станет популярным, то ему просто не дадут заниматься математикой. Пока Перельман отказался от Филдовской медали и шести тысячи долларов. Но добился он пока обратного эффекта. К нему хлынули журналисты толпами.
Во-вторых, есть некоторая обида на руководство института, на власть за то, что к математике относятся не так, как надо.
Выбор профессии
Володя Бабаскин, ученик школы N 56 г. Магнитогорска:
- Я знаю, что у меня будет техническое образование, но со специальностью пока не определился. Какое узкое направление в математике мне выбрать, чтобы потом трудоустроиться без проблем? И как относятся к ученым в материальном плане?
Сергей Матвеев:
- Компьютерное, скорее всего. А по поводу материального благосостояния, то раньше оно было у ученых выше, чем сейчас. Но обещания очень щедрые. Буквально на днях, говорят, повысят зарплату в три раза.
Александр Ченцов:
- Вы хотите ограничить себя техническим образованием? Я работаю в техническом университете, так там это вечная проблема, что убрать, а что оставить. Но когда убираешь одно, хуже становится и тому, что остается.
Николай Красовский:
- Понятно, что молодому человеку определиться очень трудно. Выбор - мучительное дело. Правильно ли ты делаешь или нет, ни-кто не скажет. Это все равно, что жениться. Можно здорово ошибиться! Поэтому меньше слушайте советов и больше полагайтесь на свою собственную голову.
Арлен Ильин:
- Можно послушать челябин-ское радио. На два вакантных места - юриста и экономиста - оказалось около трех тысяч желающих. Приблизительно столько же вакантных рабочих мест, а претендуют на них только два человека. Сейчас нашей стране нужны квалифицированные рабочие руки, но вы, по всей видимости, не собираетесь идти в эту высокооплачиваемую область. Математика - хороший выбор, независимо от того, чем вы будете заниматься. Выпускники математических факультетов, как правило, люди успешные, если они работают. Сейчас значительная часть ребят уходит в бизнес, в работу с компьютерами. И получают большие деньги. Но и те ребята, которые остаются в науке, тоже могут достичь больших успехов. Поэтому у вас нет оснований для опасений. Все будет зависеть только от вас.
Математика и компьютеры
Александр Омельчук, школа N 39 г. Озерска:
- Компьютер теперь у нас у всех, можно сказать, в крови. И мне одинаково интересны и математика, и программирование. Но областные олимпиады по этим предметам проводят одновременно. А я бы хотел участвовать в обоих направлениях.
Николай Красовский:
- А тебе была бы интересна такая олимпиада, где бы тебе предложили построить нетривиальную математическую модель. Но ты ее сможешь построить лишь после того, как реализуешь модель на компьютере?
- Да, конечно, иначе бы я здесь не сидел.
- К сожалению, в школе мы развели математику и информатику. У нас почти нет учителей, которые преподавали бы оба этих предмета.
Елена Волоснова, учитель школы N 56 г. Магнитогорска:
- Я объясню, почему так происходит. У меня по образованию две квалификации: математика и информатика. Но поскольку нагрузка по математике очень большая, я не занимаюсь информатикой. А через три месяца спад квалификации неизбежен. Ведь в информатике все время появляется что-нибудь новое.
Сергей Матвеев:
- Надо думать, как сближать математику и информатику. Компьютеризация сегодня все больше влияет на математику. Между прочим, самое трудное в математике не решить задачу, а правильно поставить ее. Для меня, в частности, информатизация и компьютеры ценны тем, что появилось много новых правильно поставленных задач. Пытаясь задачу решить, мы неизбежно выходим на новые открытия, в чем, собственно, и есть цель математики.
Николай Красовский:
- Он скромно умолчал, что сам является создателем совершенно уникального научного направления - это компьютерная топология. Возьмите, ребята, на заметку. Правильно говорил Михаил Лепчинский, что выбирать нужно не столько вуз (это в общем-то уже детали), сколько Учителя.
Самое трудное в математике не решить задачу, а правильно поставить ее
Сергей Матвеев член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук
В Екатеринбурге в институте регионального образования могут помочь и челябинским учителям
Владимир Ушаков член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук
Одаренная молодежь уезжает в столичные вузы и за рубеж, а в местные вузы приходят не те, с кем хотелось бы работать
Виталий Бердышев член-корреспондент РАН, директор института математики и механики УрО РАН
Сегодня нашей стране нужны квалифициро-ванные рабочие руки, а не математики
Арлен Ильин академик РАН, доктор физико-математических наук
Учеба - тяжелый труд, а быть занимательным, как говорил Паскаль, - задача рыболовного крючка
Николай Красовский академик АН СССР и РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий
Взаимопроник-новение информатики и математики - факт сегодня бесспорный
Валентин Батухтин доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР
Когда из образования убираешь одно, то хуже становится и другому
Александр Ченцов член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук