22-10-03


Чтение стихов как праздник

Уральская поэзия жива, может быть, даже цветет

На минувшей неделе в Челябинске прошел третий, заключительный, этап Первого уральского фестиваля поэтических проектов.

Первые два этапа имели место в Перми и Екатеринбурге, однако суть их была одинакова везде. По мнению идеолога фестиваля челябинского поэта Виталия Кальпиди, фестиваль - это в известном смысле альтернатива традиционным вечерам поэзии. Главное отличие - в использовании всяких забавных технологических штучек, цель - чтобы поэзия лучше доходила до слушателя.

Стремление к эффектным жестам и словам Виталия Кальпиди со товарищи несколько подвело. Все же фестиваль - это праздник в прямом переводе. Праздник подразумевает соответствующую атмосферу, которая режиссируется. А вот праздника в тот вечер в учебном театре академии культуры было недостаточно.

Впрочем, публику (три четверти зала), которая пришла воспринять поэзию, это не смутило. Для кого-то, слава богу, звучание стихов - уже праздник. Кальпиди собрал 13 поэтов со всего Урала. Были люди с серьезными репутациями: Юрий Казарин и Андрей Санников из Екатеринбурга, Алексей Сальников и Наталья Стародубцева из Нижнего Тагила. Из наших - Нина Ягодинцева и Александр Петрушкин. Выступали в соответствии с регламентом, поэтому заметно волновались, отчего выглядели, как заговорщики.

Люди разного возраста, дикции и мироощущения, дерзкие и скромные, мужчины и женщины, но отраден общий высокий уровень их стихов.

Два раза к процессу подключился сам Кальпиди, который сидел в центре зала за пультом управления как демиург. В первый раз он показал результаты своих экспериментов с компьютерной анимацией. Это как бы видеоклипы на свои стихи. Некоторые так называемые продвинутые пользователи ПК потом снисходительно улыбались. Вроде как Виталий Олегович открыл для себя программу компьютерной анимации и теперь радуется, как ребенок, а они все это давно знали, и так далее. Ну и что, ответим им мы, мало ли кто что знал, Кальпиди же делает для того, кто не знает. И, может быть, стихов не читает, не слышит. На наш взгляд, получилось пусть местами и наивно, зато и вправду свежо. Главное - здесь есть живой интерес, он многое реабилитирует.

Второй раз Кальпиди включил свой проектор в конце вечера, когда начал читать стихи умерших уже членов антологии. Роль видеоряда исполнил проект нашего художника Александра Данилова, который рисует нечто на рисовой бумаге, а видеокамера фиксирует процесс с обратной стороны. Бумага эта особенная, рисунок виден с обеих сторон одинаково отчетливо, так что впечатление такое, что изображение появляется само, без участия художника. Смысловая рифма была очень эффектна. Поэты ушли, а их творчество продолжается без них, всякий раз возрождаясь, когда кто-то читает их стихи.

На этом вечер был неожиданно закончен. Оказалось, что прошло около трех часов. Некоторые зрители не досидели, но основная масса все же с увлечением все посмотрела. Основной вывод мероприятия, думается, все же ясен: поэзия, если она настоящая, может и увлечь. При этом особых режиссерских изысканий не требуется.

Фестиваль поэтических проектов (или все же вечер поэзии?) имел еще одну цель - представит публике Антологию современной уральской поэзии. Она недавно вышла в издательском доме "Фонд Галерея", который создали Виталий Кальпиди и Юрий Крылов. Это - второй том (стихи, написанные между 1997 и 2003 годами). Первый том вышел шесть лет назад. Смысл всего проекта - отслеживать процесс в уральской поэтической школе. Именно Кальпиди стал его инициатором, а теперь это признанное явление в российском культурном пространстве. К примеру, известный поэт Д.А. Пригов, который во многом формирует и формулирует мнение столичного литературного истеблишмента, говорит, что сегодня в России существует лишь три географически связанные поэтические школы - московская, питерская и вот уральская. И в ближайшее время, подчеркивает он, других не предвидится - в силу логики развития современной культуры, когда Союз писателей существует номинально, зато есть Интернет.

Собственно, если говорить о привлечении в поэзию новых технологий, то проявляются они не в компьютерной анимации, а в способе использования информации. И на первый план в любом случае выходит человек - интересующийся, неспокойный, компетентный, каким и представляется Кальпиди. Когда несколько лет говорили о том, что на Урале не появляется хороших поэтов, то фактически речь шла о нарушенных связях, отсутствии инфраструктуры литпроцесса, а следовательно, информации. Ситуация начала выправляться, когда появился журнал "Несовременные записки", потом - единственный челябинский "толстый" литературный журнал "Уральская новь", а в Екатеринбурге процесс поддержал "Урал". Большинство из авторов антологии появлялись со своими стихами в этих изданиях. И "Уральская новь", и "Урал" сегодня выложены в сети - рубрика "Журнальный зал" на сайте "Русского журнала". Таким образом, наша поэзия уже существует во всем литературном контексте России:

В общем же, несмотря на всякие мелкие жанровые несоответствия, мероприятие выполнило свою функцию. Уральская поэзия существует, может быть, даже цветет. Издательский дом "Фонд Галерея" обещает еще не один поэтический проект. Самым масштабным из них, как говорит Виталий Кальпиди, станет фестиваль трех уже упомянутых поэтических школ, который планируется провести в Челябинске через год.

Айвар ВАЛЕЕВ