22-10-03
Активно продвигаемая Эдуардом Лимоновым в "Другой России" идея необходимости непременно мужского воспитания мальчиков, изложенная максимально доходчивым способом на манер какого-нибудь Пауло Коэльо и показанная с помощью почти что сказочных российских пейзажей и бесконечно красивых крупных планов, как непрерывно подчеркивают знатоки, а-ля Андрей Тарковский.
На российские экраны, после оглушительного успеха на 60-м Венецианском кинофестивале, вышла дебютная лента 39-летнего режиссера из Новосибирска Андрея Звягинцева "Возвращение": шесть дней из жизни 12-летнего Ивана и его 14-летнего брата Андрея, чуть ли не впервые за свою жизнь общавшихся со своим отцом и успевших за короткое время их автомобильного путешествия, что называется, понять в жизни главное.
Но два престижнейших венецианских "Золотых льва", планируемое выдвижение этого фильма от российской стороны на будущий "Оскар" - для обычных зрителей зачастую все равно не самый веский аргумент, чтобы броситься смотреть "Возвращение". Иное дело, если они узнают, что Андрей Звягинцев снял кино универсальное.
Оно способно одновременно вызвать добрую ухмылку и бесконечную печаль, радует глаз какими-то особенно приятными лицами актеров и искренностью в общем-то непрофессиональной их игры (в главных ролях здесь - два мальчика и малоизвестный актер Константин Лавроненко). Стилизовано под дневник, оттого - основано на чувствах, но - не всегда с ясным всему объяснением. В конце концов, на все час сорок, несмотря на вполне предсказуемый финал, множество "говорящих" деталей и незамысловатый сюжет, как магнитом, притягивают вас к экрану. И не только благодаря особым режиссерским приемчикам, создающим эффект присутствия вроде того момента, когда на несколько секунд экран стал полностью черным и был слышен только разговор двух братьев.
"Возвращение" вообще можно назвать в полном смысле семейным кино. И смотреть его, в первую очередь, желательно именно молодой паре, где мужчина еще не занял излюбленную пассивную позу вечно спящего, а женщина еще четко не осознала, о каком идеальном отце для своих, в большей степени, именно сыновей она должна только и мечтать. Да о таком, пусть и, в конце концов, не самом "правильном" возлюбленном, но - эдаким крепким, с недельной небритостью и легкой сединой, серьезным и "обжигающим" взглядом, жизненным опытом и непоколебимой верой в свою правоту, скрываемыми за скупыми словами и нарочитой суровостью. Почти что как тот ковбой из рекламы "Marlboro", только - более земной, как отец в "Возвращении".
А еще Звягинцеву своим фильмом удалось заполучить доверие, пожалуй, самых привередливых зрителей, непременно требующих от кино не просто красивой и интересной истории, но еще и какой-то практической для них пользы.
Собственно, фильм на простом и при этом всем близком примере элементарно учит нас жизни. Не той "пробирочной", какой живут многие, в том числе - та же кукольного вида мама и отчего-то почти "снежная королева" бабушка Ивана и Андрея. А той, где самому нужно уметь с официанткой в ресторане рассчитаться, жертвой обидчиков не стать, уметь лодку просмолить и переплыть озеро на веслах. И главное - с детства научиться преодолевать страх разочарования и возможной потери дорогих тебе людей и не прятать свои истинные нежные чувства за вредностью или суровостью. Ведь жизнь-подлюга находит яркие и далеко не гуманные поводы в очередной раз доказать это. Официально похвалить за хорошую игру 16-летнего актера Володю Гарина (по фильму - Андрея) Звягинцеву удалось только, что называется, в прошедшем времени: спустя год после начала съемок и всего за пару месяцев до венецианского триумфа "Возвращения" Володя утонул.
Инга МЕЛЬНИКОВА
"Возвращение" А. Звягинцева, "КиноМАКС", по 29 октября