23-01-02


Леонид Мозговой: "Ленин - это я. И не я"

На премьере "Тельца" в Челябинске был аншлаг

Инга МЕЛЬНИКОВА

Челябинск

Питерский актер Леонид Мозговой на третьем челябинском фестивале "Новое кино России" выступал в весьма ответственной роли. Он впервые для себя стал ведущим торжественной церемонии открытия кинофестиваля. Кроме того, Леонид Павлович вместе с актрисой Марией Кузнецовой и продюсером Виктором Сергеевым представляли на "Арт-линии" фестиваля новую работу Александра Сокурова "Телец". Это второй фильм из режиссерской тетралогии о тиранах. В "Молохе" был показан один день из жизни Адольфа Гитлера. Здесь же действие сосредоточено на Владимире Ленине. Картина уже удостоена премий российских и международных кинофестивалей. В Челябинске на премьерном показе в зале был аншлаг. И в этом немаловажная заслуга исполнителя роли Ильича - Леонида Мозгового.

- Леонид Павлович, вы ведь практически наш земляк?..

- Да, до 18 лет я жил в Свердловской области. Потом поехал поступать во ВГИК. После двух неудачных попыток в Москве отправился в Питер. Там я попал на курс Бориса Зона - лучшего педагога Ленинграда. Он воспринял систему Станиславского непосредственно от самого маэстро. А мне и моим сокурсникам Кадочникову, Трофимову, Фрейндлих, Виторгану он дал все.

- Актриса Сесиль Зервудаки, сыгравшая у Сокурова в фильме "Спаси и сохрани", сравнивала Александра Николаевича с психоаналитиком, который "выжимает" актера:

- Я не чувствую "выжимания" со стороны Сокурова. Я иду на это сам, поскольку всегда мечтал о кино. И у Сокурова я получил то, к чему и стремился. Он ставит передо мной хорошие актерские задачи. Представьте только задачу сыграть ожившего Чехова, который в наши дни пришел в свой дом-музей! К тому же, немаловажно само осознание того, что такой режиссер, как Сокуров, думает о тебе и видит тебя так, как ты ведь раньше и вообразить себе не мог. Это, конечно, счастье!

- Для вас особенно важно, чтобы режиссер смог разглядеть в вас то, что вы раньше в себе и не видели?

- Это не главное. Просто мы с Сокуровым нашли нужные точки соприкосновения. Хотя Александр Николаевич не владеет технологией актерского обучения. Он режиссер, он требует уже готового. Так работают режиссеры за границей. Они приглашают тебя, говорят, какие задачи перед актером они ставят. И через два месяца актер должен быть уже совершенно готов.

Когда меня позвал к себе Сокуров, я, конечно, бросил все свои спектакли, представления. Взял отпуск. И полностью погрузился в киноработу. Так меня учили. К счастью, я не наработал в театре штампов. Поэтому, каждая роль для меня - белый лист. Поэтому я совершенно не знал, как играть Гитлера. Или как показать Ленина после того, как его уже сыграли Щукин, Смоктуновский, Ульянов, Лавров.

- Слышала, вы старались максимально физически и психологически приблизиться к образу своих героев-тиранов:

- Стеблов и Голубкина недавно поразились тому, что я каждый съемочный день и "Молоха", и "Тельца" по четыре-пять часов сидел "на гриме". Кстати, и Маша Кузнецова (исполнительница роли Надежды Крупской в "Тельце" - И. М.) - тоже. Ведь не должно быть видно "маски", того же ремесла.

- Для роли Ленина вы даже линзы специальные надевали?

- Конечно, я сам настоял на этом. Для меня принципиально важно, что у Ильича были карие глаза, а у меня - голубые. Ведь у кареглазых - совсем другой взгляд: более темный, глубокий, пронзительный. Зато для роли Гитлера мне не пришлось менять хотя бы цвет глаз.

- Ваше личное отношение к Ленину как-то отразилось на сыгранной вами роли?

- Не думаю. На съемках мне было не до оценки моего героя со стороны. Довольно странное ощущение у меня появилось позже, когда в ноябре мы пришли смотреть уже смонтированный фильм. Тогда-то я впервые задумался над фигурой Владимира Ильича. И тогда же вдруг почувствовал сострадание к Ленину.

- А как можно трактовать название фильма?

- Там очень много смыслов. Телец - это знак зодиака, Минотавр, телец как заклание, как воплощение Бога. Сценарий же назывался "Приближение к раю". Но далеко не все из него было использовано в фильме. Кстати, и телевизионный вариант - иной, чем экранный. Он на 20 минут больше. Сокуров убежден, что восприятие в кино и по ТВ - совершенно разное. В телевизионном варианте есть сцена с матерью и сцена с детьми. Такая же история была и с "Молохом". Сокуров как хороший режиссер сам себе наступает на горло.

- По жанру "Телец" - это "историческая драма", как заявлено в афише?

- Нет, я считаю, что это трагедия. "Молох" - тоже трагедия. Но для меня Гитлер ассоциировался с Ричардом III. А здесь - трагедия Гамлета. Ленин ведь и решает вопрос: "Быть или не быть?".

- Для какого зрителя этот фильм?

- Сокуров не рассчитывает на зрителя. Он, как истинный художник, делает то, что его волнует. И это правильно. Я, например, когда беру материал для своих моноспектаклей, знаю точно: если меня это волнует, я смогу это донести до зрителя. Сокуров делает кино для людей, которые думают, ходят в филармонию, галереи. Он говорит: "Я снимаю не для населения, а для народа". А народ - это тот, кто думает. Но ведь я понимаю, что трудно осуждать "население". Живут люди трудно: отбарабанят весь день у станка - им уже не до Кафки, не до Ницше. Но ведь таких людей можно только пожалеть.

- Но жалость - плохое чувство?

- Почему? Нет. В России всегда жалость и любовь были практически одним и тем же.

- А фильмы не должны как-то направлять таких людей?

- Исправить человека кино не может. И научить тоже. Но оно может в данную секунду потрясти. После "Тельца" все выходят из зала именно потрясенные. И это самое ценное. Причем фильм у людей вызывает сочувствие. Они, например, говорят: у меня так же мама умирала. Сокурова считают очень рациональным человеком, но он ведь на самом деле очень чувственный. У него все фильмы построены на чувствах. n