23-01-98
По одним сведениям, поводом для забастовки послужила хроническая невыплата заработной платы, нарушение руководством ЧТЗ договора о погашении прошлого долга. На предприятии, утверждают в профкоме, есть люди, которые не получили зарплату еще за 1996 год. Это же, позвонив в редакцию "Челябинского рабочего", сказал начальник конструкторского бюро ГСКБ ЧТЗ Вадим Горяинов. По его словам, последний раз конструкторам полностью выдали зарплату за май 1996 года. 60 процентов июньских денег получили в феврале 1997-го. С тех пор платили по 200-300 тысяч. Но и их не было с октября. Товары народного потребления, которые можно взять в счет заработанного, далеко не всегда устраивают тракторостроителей. Наблюдение Горяинова: кофеварки приобретают на ЧТЗ за 258 тысяч, продают на призаводской площади за 120. За "ликвидными" прицепами к легковым автомобилям выстроилась очередь в 800 человек, а в год их выпускают 160.
Источник из лагеря заводского менеджмента рисует иную картину: перед новым годом на ЧТЗ, как и намечалось, выплачивали семь процентов ежемесячной задолженности. Потом решили "перебросить" средства на детские пособия. В результате некоторым цехам денег не хватило. Позже средства поступили, и выплаты возобновились. Однако прошел слух: тем, кто требует, дают...
20 января с инициаторами забастовки встретился генеральный директор В. Кичеджи, рассказал о поездке в Москву, перспективах производства. Но, как сообщила председатель оргмассовой комиссии профкома Надежда Филиппова, заместитель директора по экономике Е. Ильин не дал гарантий, что деньги для погашения долга найдутся хотя бы через месяц-полтора.
В профкоме отметили, что в первый день бастовало около трех тысяч человек. Заводские экономисты называют цифру - 2447. При этом подчеркивается, что на предприятии трудится более 20 тысяч. Значит, бастовало отнюдь не 85 процентов, о которых говорилось в некоторых СМИ.
21 января руководство ЧТЗ со стачкомом не встречалось и условия "перемирия" не обсуждало. По заводскому радио передавали выступления профсоюзных лидеров и комментарий В. Кичеджи. В результате на заводе специнструмента и технологической оснастки часть бастовавших возобновила работу.
В целом по предприятию, заметила Н. Филиппова, ряды забастовщиков пополнились, их стало более трех тысяч (данные экономистов: 2735 человек). Остановилось все производство, за исключением кузницы и литейки, получивших коммерческие заказы. Другой источник свидетельствует: работали также моторный завод и завод резинотехнических изделий, цех нестандартизированного оборудования, впоследствии к ним примкнули комплектовочно-сдаточный и автотранспортный цехи. На вчерашний вечер была запланировала конференция трудового коллектива.
Евгений КИТАЕВ.
***
Миасс: встали троллейбусы
21 декабря в разных районах города столбик термометра показывал от 23 до 29 градусов мороза. Многим горожанам и в этот день, и на следующий пришлось передвигаться по городу исключительно "на своих двоих": в часы "пик" в переполненные автобусы удавалось втиснуться далеко не всем.
О причинах отсутствия на улицах пассажирского электротранспорта долго гадать не было нужды. Уже и примета такая народная появилась: нет троллейбусов - значит, бастуют водители. Впрочем, отказавшись выезжать на линию, на сей раз они назвали это не забастовкой - конфликтом между коллективом троллейбусного управления и городской управой.
14 января на своем собрании водители потребовали до 20-го числа выплатить им половину депонированного заработка, а к 1 февраля - оставшиеся 50 процентов. В противном случае троллейбусники отказывались перевозить пассажиров.
Официальная реакция была резко негативной. 20 января телекомпания "Экран-ТВ" процитировала высказывание главы города М. Жмаева: если троллейбусники решатся на забастовку, не получат ничего, их деньги отдадут работникам пассажирского автопредприятия. В ультимативном тоне разговаривал с водителями и первый заместитель главы В. Федюнов, прибывший в МТУ в сопровождении наряда милиции.
Несмотря на угрозы наказать рублем, троллейбусникам выдали векселя на 750 тысяч деноминированных рублей. Из-за нехватки наличности в комбанке "Миасс" в звонкую монету их обратят не сразу, а частями. Последний вексель датирован 30 января. По словам начальника управления А. Гредасова, тем самым троллейбусникам выплатят декабрьскую зарплату. На депоненте останутся 2,2 миллиона деноминированных рублей - задолженность, которую город из-за отсутствия средств не смог погасить в течение прошлого года.
- Не хватило у людей терпения полсуток подождать, - сетует Анатолий Иванович, уверенный: водители выйдут на линию, как только прослышат о поступлении денег.
Бунтовщики же настроены по-другому. Они не намерены работать до тех пор, пока не будут выполнены их требования о выплате депонированной зарплаты. У них другая арифметика. Водители считают, что к 21 января им выплачена лишь часть сентябрьской зарплаты, а задолжали им за три с лишним месяца.
Из-за отсутствия средств МТУ не в состоянии приобрести машины, в которых остро нуждается, - 40 процентов парка составляют троллейбусы, подлежащие списанию. Шесть машин уже три недели стоят на приколе - нет резины. 60 процентов троллейбусов ездят без амортизаторов, а посему быстро изнашиваются. Не на что купить запчасти.
Ольга АЙЗЕНБЕРГ.
(Наш корр.).
г. Миасс.