23-01-98
Первые "граффити" проявились тысячелетия назад, когда низколобый наш пращур примерился и головешкой изобразил на скале жалкое подобие автографа. С тех пор человечество жаждет обессмертить себя в нехитром послании "Здесь был я", написанном, как водится, в самом неподходящем месте. Пирамиды, римские термы, монастыри и зал конгресса США... Человек, попав в замкнутое пространство, испытывает некое беспокойство, которое изливается в потребность творчески разрядиться, - потому апокрифами, цитатами и рисунками буквально испещрены стены тюремных камер, казарм и студенческих аудиторий...
Наша экспедиция по аудиториям челябинских вузов имела прикладной характер - выявить творческий потенциал "стунтов" и еще раз попытаться разрешить извечный спор о физиках и лириках. В аудиториях второго корпуса ЮУрГУ не заперты двери, здесь гуляют сквозняки, а настенная живопись заставила бы завыть от зависти и питекантропа. Текстолитовые столешницы в аудиториях не знали влажной тряпки лет пять, не меньше. Надписи нанесены "штрихом" (белая замазка для машинисток) и стереть их невозможно. Зато всякая надпись затейливо разукрашена цветным фломастером какого-то декоратора-самоучки. Здесь сидел юный философ, мировоззрение его уместилось в лаконичном тексте: "Все фигня - только ты и я. Да и ты фигня - значит только я. Да и я фигня - значит ничего". А вот юный циник: "Жизнь - это задница, а ты в ней - дырка". Наверное, стипендии лишили.
Вот сухарь, ботаник в прямом и переносном смысле: "КУСТ - это совокупность веток и листьев, торчащих из одного места". И самые дорогие строчки на парте у окна - сколько в них неподдельного чувства: "Я обжигаюсь об тебя Как об шампанское в бокале. Какая глупая судьба Которой мы не ожидали!". Начинающий Чикатило делится опытом: "Если красавица секса стесняется, дай ей по печени - пусть она мается".
Извечное противостояние старых и малых выливается в дерзкое: "Каждому лектору в ж... по вектору!".
Концептуальное: "Кому нечего делать - рисуй тараканов". (Три стола сплошь в усатых насекомых, на полу пакетик с крошками "травы". Кайфуем? Ну-ну...)
"Лучше голову под пресс, чем учиться на ПС" - крик души, а в ответ гордое: "Лучже ж... мыть макаке, чем служить в энергофаке". Политехники - настоящие мужики и самовыражаются по-военному крепко и озорно.
Хрупкая педагогичка из ЧГПУ трепетно выводит на парте: "С Новым годом, философия!", рисует профиль Шекспира с пояснением, чей это портрет, скрупулезно вычерчивает силуэт звезды Героя Советского Союза и рядом почему-то "Джонатан Ливингстон". Увы, есть и тут крепкие выражения, есть безоглядное: "Лохи вы!!!".
В МЕДАКАДЕМИИ студенты "оттягиваются" в гардеробе. И самые сильные надписи последних лет бережно сохранены на его стенах. Стыда в медакадемии не знают. Античная мудрость, цитаты из Бомарше, БГ и Высоцкого соседствуют с черным юмором. Самое печатное:
Холодно дома
Папа в тужурке
Мама дочуркую
Топит в печурке.
Объявление: "Меняю хорошие оценки на красивые ноги - можно одну". Рядом рисунок - банка консервов "Бычки в собственном поту". Единственным свободным от "граффити" институтом, как мы и ожидали, оказался юридический институт МВД. Правда, и там недавно завелся пакостник - рисовал вышестоящих чинов в непотребном виде и с комментариями оскорбительными. Однако, прибегнув к графологической экспертизе, студента "вычислили" и объявили выговор с неполным служебным соответствием. Еще один рисуночек - и отчисление. А если серьезно, то спасают положение ПХД (парко-хозяйственные дни) по армейскому образцу. Они здесь каждый понедельник - сколь нарисовал, столь и отмыл!
Михаил ПИНКУС,
Юрий БОГАТЕНКОВ.