23-03-2000


Уральское рукопожатие

Вчера вернулся домой корреспондент "Челябинского рабочего", сопровождавший губернатора области Петра Сумина в его поездке на Северный Кавказ

Сергей КУКЛЕВ

Моздок-Аргун-Челябинск

Моздок

В Моздоке мирно. Настолько, насколько это возможно в прифронтовом городе. В него мы прилетели в понедельник, чтобы встретить самолет министра внутренних дел Владимира Рушайло. Губернатор Петр Сумин должен был прилететь с министром из Москвы.

Аэродром в Моздоке - крупнейший перевалочный пункт второй чеченской кампании. Ежеминутно на него садятся и взлетают вертолеты. Телевизионщикам не повезло. Снимать на военном объекте нельзя, и какой-то офицер просмотрел исходный видеоматериал и указал: "Вот это - можно, вот это - стереть". Стирали:

Мне, газетчику, оставалось только подсчитывать количество страшных пакетов, перегружаемых из КамАЗа-холодильника в АН-24. Десять, пятнадцать. За черным пластиком отчетливо угадываются очертания человеческих тел:

Наконец, по бетонке прошуршали колеса самолета министра. Из салона высыпала охрана - человек тридцать, экипированных, словно для участия в съемках боевика: головные рации, бесшумные автоматы. Владимир Рушайло сразу оказался в кольце журналистов и под прицелом видеокамер. На летном поле министр дал блицинтервью.

- На прошлой неделе исполняющий обязанности президента Владимир Владимирович Путин провел совещания с главами администраций Чечни. Министерству внутренних дел поставлен блок задач по поддержанию общественного порядка и организации нормальных выборов на территории Чеченской республики, поскольку со стороны боевиков есть ряд угроз по срыву выборов, - сказал Владимир Рушайло. - Одна из целей нашего приезда - проверка готовности органов внутренних дел к проведению выборов. Вторая задача - проверка оперативной деятельности временных отделов внутренних дел.

В составе делегации - министр культуры Михаил Швыдкой, с нами прибыл руководитель судебного департамента Верховного суда Валентин Чернявский. А также два представителя Совета Федерации: губернаторы Вологодской и Челябинской областей, которые вместе с нами посетят населенные пункты Чеченской республики:

В сопровождении кортежа из нескольких вертолетов Владимир Рушайло улетел в Ханкалу, а мы - в составе официальной делегации Челябинской области (губернатор Петр Сумин, его заместитель Валентин Буравлев и начальник областного ГУВД Юрий Луконин) - в Аргун.

По территории Чечни летели предельно низко - метрах в пятидесяти от земли. С борта "вертушки" можно было разглядеть чеченцев, стоящих у своих домов в бесчисленных поселочках, разбросанных по долинам. Некоторые просто смотрели, другие показывали какие-то знаки:

Аргун

Город разрушен. Редкость - целые стекла в домах, зато обязательно наличие печки-"буржуйки" в каждой квартире. Пятиэтажки выщерблены пулями. Электричество включают лишь поздно вечером:

Официальная программа визита губернатора включала в себя посещение аргунской больницы, школы (одной из пяти оставшихся) и, конечно, временного отдела внутренних дел, где служат наши земляки. В больницу доставили полный комплект оборудования для операционной - подарок, получив который, главврач Бибулы Гаильбеков расцвел от радости. Мэр Аргуна, статный Мовсар Темирбаев, признался:

- Сегодняшний день для нас, можно сказать, великий. Сумин - первый гость такого ранга в Аргуне. С подобной помощью к нам никто не приезжал:

После больницы мы отправились в школу, где торжественно вручали российские паспорта чеченским подросткам. Школа довольно большая: 1860 учеников, двухсменка. В течение трех последних лет учебный процесс не приостанавливался ни разу. Губернатор пожелал новоиспеченным гражданам России скорейшего возврата к мирной жизни. Тема мирной жизни, кстати, звучала так часто, что как-то забылось: официального военного положения на территории Чечни никто не вводил. Мирная жизнь здесь присутствует по определению - такой вот парадокс:

Зато в действительности пахнет порохом. Программа губернаторского визита была предельно насыщенной: встречи, поздравления: Однако главной целью являлся Аргунский отдел внутренних дел. Помимо подарков - спортивной формы, телевизоров, памятных часов - Петр Сумин привез, как он сам выразился, "теплое рукопожатие земляков".

Три месяца в Аргуне служат 350 южноуральских милиционеров, и три месяца я безуспешно пытался выбраться в Чечню. Сложность заключалась в том, что корреспондентам региональных средств массовой информации отказано в официальной аккредитации. Смешная ситуация: наши земляки стоят под пулями боевиков, но поехать и написать об этом нельзя.

Наконец, случай представился:

P.S. В ближайшем номере "Челябинского рабочего" - более подробные заметки о поездке, из которых можно узнать об отношении чеченцев к выборам президента и отношении южноуральских ребят к службе в Аргуне, а также о том, почему в Чечне не любят российских журналистов и сколько, по мнению военных и милиционеров, будет длиться вторая кавказская кампания. n