23-03-2000
Лидия САДЧИКОВА
Челябинск
Я почти не встречала женщин, которые бы никогда в жизни
не употребляли косметику. Впрочем, европейки пользуются ею лишь в торжественных случаях. Когда я на улицах Парижа увидела француженок, то была разочарована
их блеклыми лицами. Ни грамма макияжа, и это при обилии косметических средств, которые там выпускаются!
Что касается россиянок, то многие из них готовы голодать, но последнюю сотню выложат на какой-нибудь женский причиндал. Кризис кризисом, а помады, туши, румян наши женщины меньше покупать не стали. Иная даже в баню или на пляж идет в полном боевом раскрасе. Есть такие, кого мужья за долгие годы супружеской жизни "в натуре" никогда не видели. Никита Михалков с Андроном Кончаловским не раз вспоминали о матери, которая никому не позволяла взглянуть на себя, пока не был завершен утренний косметический обряд.
Обычно мы сами "рисуем" себе лицо. Даже "звезды" эстрады, особенно из предыдущих поколений, делают это перед выходом на публику. Доводилось наблюдать, как создавали "неземную красоту" Людмила Гурченко, Ирина Понаровская, София Ротару. Правда, теперь вряд ли
кто из уважающих себя деятелей сцены, включая мужскую половину, обходится без услуг профессионала, который помогает человеку представить его образ внешнему миру в более выгодном, что ли, свете. Эта профессия - визажист. Можно считать ее элитной. Однако вряд ли кто из женщин упустит случай хотя бы раз доверить свое лицо специалисту. Как поступила и я, обратившись
к челябинскому стилисту Ирине Полуяктовой. Она делала мне макияж,
а я задавала вопросы.
- Скажи, Ира, ты должна изучить лицо клиента или сразу видишь особенности?
- Сразу. Помогает интуиция плюс знание законов о пропорциях, цвете, формах, линиях. Видишь, где нужно расширить или сблизить, что убавить или подчеркнуть, а что-то скрыть. Мне нравится оформлять губы - они же всегда в движении. Чуть больше помады или чуть меньше - и губы меняют форму. Впрочем, цель макияжа - не переделать лицо, а усилить и улучшить индивидуальные особенности.
- И все же можно ли с помощью макияжа изменить внешность до неузнаваемости?
- Для этого необязателен сильный, плотный макияж. В моей практике были случаи, когда я делала мэйк-ап женщинам, прежде никогда косметикой не пользовавшимся, даже пудрой, которая бы скрывала отдельные изъяны: пигментные пятна, веснушки. А это же все "убирать" можно. Если носик широкий, если скулы выделяются, можно их откорректировать с помощью цветотени. Есть специальная затемняющая пудра, ею можно "удалять" то, что сильно выступает. А чтобы выделить, нужно подчеркнуть белым тоном или перламутром. Лицо преображается. Одну мою клиентку после таких манипуляций знакомые спросили: "Ты что, пластическую операцию сделала?" Для меня лучший макияж - тот, который не бросается в глаза, однако деликатная корректировка изменяет лицо в лучшую сторону.
- Визажист должен быть художником?
- Необязательно. Но чутье должно быть. Очень трудно "поставить руку". Я убедилась в этом, занимаясь с учениками. Надо чувствовать, где легкий мазок должен быть, где посильнее. Это от способностей зависит. Важно также уметь видеть цвет. И еще. Если найти "изюминку" в лице и выделить ее, недостатки не будут заметны. Их даже не нужно корректировать.
- Все мы сами пытаемся себя разукрашивать в меру собственных представлений о собственной красоте и веяниях моды. Женщины военного времени до сих пор красят губы "бантиком" и выщипывают брови "шнурочком"... Можно ли стать самодеятельным визажистом, научиться этому искусству, чтобы правильно, в соответствии с законами макияжа, пользоваться косметикой?
- Можно. Но разница между профессионалом и любителем большая. У меня глаз уже наметан, знаю, как и что изменить в лице малыми средствами, малой цветовой палитрой. Некоторые женщины считают, что чем косметика ярче - тем красивее. Они не чувствуют цвета, нюансов перехода оттенков одного и того же цвета, не умеют пользоваться натуральными оттенками (а это сейчас очень модно, стильно и просто красиво). Этому необходимо учиться. К тому же не каждый знает, какими свойствами обладает косметика. Нужен человек, который покажет. Эта "наука" передается через руки и через голос.
- Ирина, ты сейчас делаешь мне дневной макияж. Так почему в косметике так много блеска?
- Это сейчас актуально: блеск во всем, от макушки до пяточек - везде. На волосах - сверкающий лак, а "пяточки" - какие-нибудь туфельки серебристые. Этим летом будут модны пастельные тона, начиная от белого, цвета молока, топленого молока, ближе к цвету беж. А если они еще с блеском или перламутром - вообще класс! Только хочу предупредить: не стоит краситься перед окном, под прямыми солнечными лучами. Будет перебор. Ведь свет - явление коварное, переменчивое. Даже электрический свет бывает по цвету и более теплый, и более холодный. При "холодном" обычный розовый цвет помады приобретет оттенок фуксии.
- Надо же! Рассчитываешь на одно, и вдруг ситуация меняется. Сколько же надо иметь в косметичке средств на непредвиденный случай?
- Как-то я читала книгу супермодели Линды Евангелисты. Ее тоже спросили о наиболее важных принадлежностях из косметички. Она ответила: "Пудра и румяна". На самом деле, если цвет лица красивый, если кожица ровная, щечки румяные, то остальное можно привести в порядок несколькими штрихами. Художник - он же на чистом листе рисует, если лист испачкан, что он может нарисовать? Так же и визажист. Необязательно, чтоб тонна краски была на скулах, на глазах или губах. Если помада очень яркая, глаза теряются, одни губы "остаются" на лице. При ярких губах и глазах лицо становится жестким.
- А если хочется, чтоб оно выглядело мягче, романтичнее?
- Надо использовать светлые, пастельные тона и перламутр, блеск. Я такой макияж называю полупрозрачным. Сегодня в косметике применяются такие новинки, как полупрозрачная пудра со светоотталкивающими частичками и такая же помада. Эти средства придают коже слегка суховатый, мерцающий блеск. Кстати, сухая пудра наносится сверху вниз, чтобы волоски на лице не поднимались. Если "против шерстки погладить", сероватый оттенок приобретается.
- Об этом женщины, наверное, даже не задумываются.
- Из этаких нюансиков искусство макияжа и состоит. Внешность каждого человека имеет свою, природную палитру. Это можно определить сразу по цвету кожи, волос и глаз. Если палитра "холодная", надо и оттенки подбирать холодные.
- Что значит - холодные? Ведь это слово - синоним чего-то малоприятного.
- Вспоминается анекдотичный случай. Приходят молодые супруги. Муж - из тех, что пасут своих жен. Косметолог дает ей консультацию: "У вас такой тип - вам нужны холодные оттенки", а муж говорит: "Надо же! А я думаю: чего это она все время такая холодная?"... Холодными и теплыми являются оттенки любого цвета - в зависимости от того, насколько в них больше фиолетового (холодного) или желтого (теплого). Типичный пример: крашеная блондинка с ярко-розовыми губами часто выглядит вульгарной. Контраст теплых и холодных тонов допускается при идеальной коже, а иначе он подчеркивает некоторые дефекты внешности. По закону цвета противоположные оттенки при приближении друг к другу усиливают то, что вокруг. Когда говорят о "королевской бледности", "голубой крови", подразумевают кожу с холодными оттенками. Если к ним приблизить, например, оранжевый или желто-кукурузный цвет, то бледность станет болезненной. Когда разница между цветом лица и волос велика, а глаза прозрачные - возникает контраст. Следуя закону стиля, все, что является твоим продолжением, будет выглядеть гармонично.
- А сама себе какой по утрам макияж делаешь? В зависимости от настроения?
- В первую очередь - от ситуации, которая мне предстоит. Помню, мой педагог говорила: "Вы можете подобрать тщательный макияж, одежду и будете выглядеть роскошно, но если вы "не впишетесь" со своей роскошностью в ту или иную среду, то все перечеркнете". Важно учитывать, к кому, куда, в какое время дня я иду, какая погода на улице. Мне кажется, в любом учебном заведении, где готовят специалистов, которые по роду деятельности должны общаться с людьми, надо ввести предмет, который бы учил создавать собственный имидж.
- А есть мужской макияж?
- Обычно его делают телеведущим, фотомоделям. Это нужно для коррекции овала лица, формы носа и губ, выравнивания кожи, чтобы подчеркнуть выразительность бровей, глаз. Мне довелось сотрудничать с фотомастером Александром Соколовым, когда он готовил свою выставку. Фотография Владимира Спивакова, которого Саша снимал в естественном виде, сильно отличалась от фотографии челябинского джазмена Георгия Анохина. Этот вариант готовился специально для афиши, поэтому я накладывала музыканту макияж, и мне потом говорили, что я сделала его лицо структурным, выразительным.
- То же могу сказать о себе, глядя в зеркало. Пока ты делала мне макияж, я сбилась со счета: сколько же пошло в дело всяких штучек - коробочек, кисточек, тюбиков? Заметила лишь,
что для глаз ты использовала шесть оттенков. Большая работа! Я теперь понимаю, почему модели такие неулыбчивые: боятся что-нибудь нарушить
в "картине" лица... n