23-04-98


Город, в котором можно жить

Взгляд челябинца на отчет мэра города о прошлогодней деятельности

Прошедший год для Челябинска стал периодом формирования принципиально новых органов власти. Впервые после восьмидесятилетнего перерыва челябинцы избрали главу города и депутатов городской Думы. И впервые мы стали свидетелями публичного отчета главы города о результатах работы его администрации в прошедшем году.

Уверенный в прочности своего авторитета и в способности контролировать жизнедеятельность города, мэр Вячеслав Тарасов отказался от единоличного принятия решений. В структуре управления городом образован новый орган - коллегия администрации, которая координирует все управленческие структуры с целью подготовки своевременных решений по всем вопросам развития городской жизни и предлагает мэру наиболее взвешенные и компетентные варианты их реализации. Формируя свою новую команду, Вячеслав Тарасов назначал руководителей ведущих управлений администрации по согласованию с городской Думой. С депутатами также согласовывались кандидатуры глав районных администраций. Для развития в управлении демократических начал созданы районные муниципальные советы, в состав которых входят депутаты городской Думы и областного Законодательного собрания, избранные от данного района, а также председатели комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС), которые были избраны во всех микрорайонах и поселках города.

Комитеты территориального общественного самоуправления, по замыслу мэра Вячеслава Тарасова, должны стать важнейшим элементом единой городской системы управления, а точнее - основой этой системы. Хотя некоторые коллеги Тарасова - мэры крупных городов, - узнав об этом, назвали Вячеслава Михайловича самоубийцей, потому как они, наоборот, увидели в КТОСах силу, противостоящую официальной исполнительной власти. На их взгляд, эта сила по природе своей оппозиционна, потому что не всегда интересы конкретных микрорайонов и поселков совпадают с решениями, принимаемыми городской властью. Спокойней было бы без них. Но мэр Челябинска убежден, что цивилизованное управление невозможно без учета мнения самих горожан, а наиболее полно учитывать его можно только через активистов КТОСов и депутатов городской Думы. Возможность для соединения интересов развития крупного промышленного центра с интересами его жителей сегодня появилась, и на первых порах, возможно, нелегко будет городской власти находить общий язык с активистами КТОСов, не раз придется в каких-то ситуациях обеим сторонам поступаться своими интересами. Но иного пути нет, и КТОСам предстоит наравне с городской администрацией внести свою лепту в создание такого баланса в развитии городского хозяйства, при котором человеку хорошо бы жилось в родном городе. Стоит заметить, что новая структура власти выстроена весьма экономно. В прошлом году на ее содержание было затрачено почти два процента бюджета города, тогда как во многих других городах-миллионниках расходы на чиновничий аппарат и народных избранников составляют от пяти до семи процентов бюджетных средств.

Если с управлением городским хозяйством особых проблем в прошлом году не возникало, то в остальном можно констатировать, что город болен. Диагнозов несколько, основополагающий из них - финансовый кризис. В прошлом году в Челябинске было собрано налогов и других обязательных платежей на сумму 5,5 триллиона рублей. После расчетов с федеральным и областным бюджетом городу было зачислено всего 1,9 триллиона, что составило 34,8 процента от собранных средств, тогда как в Магнитогорске этот уровень составил 49,6 процента, а в Миассе - 50,2. Практически каждое третье предприятие ведущих отраслей города закончило год с убытками, поэтому и прибыль предприятий всех форм собственности сократилась более чем в два раза к уровню прошлого года. Утвержденные городской Думой доходы, предусматривающие лишь зарплату работников бюджетной сферы и содержание городского хозяйства, были обеспечены на 93,6 процента, тогда как расходная часть бюджета была выполнена на 105,8 процента и составила 2,2 триллиона рублей. Но для решения самых неотложных проблем денег надо еще больше, и поэтому часть выполненных работ осталась неоплаченной.

Что касается нынешнего года, то потребности города были оценены в 5,8 миллиарда деноминированных рублей, однако областная администрация установила такие нормативы, что бюджет города составил всего лишь 2,5 миллиарда. А это означает, что заметных улучшений по сравнению с прошлым годом в городском хозяйстве не предвидится.

Однако городу хочется не только выживать, но и по мере сил развиваться: строить больше жилья, новых дорог, мостов и путепроводов, улучшать транспортное обслуживание горожан, активнее заниматься благоустройством, делая город чище и краше, улучшать экологическую обстановку. Где взять для этого дополнительные средства? Вариантов не так уж много. Есть полюбившийся в последнее время источник привлечения средств от приватизации, и в Челябинске, судя по отчету мэра, таковым могут стать муниципальные предприятия, не способные обеспечить возложенные на них функции, предприятия-должники, объекты незавершенного строительства. Дополнительные средства планируется собирать и путем перераспределения арендованного имущества, жестким контролем за оплатой земли, занятой предприятиями и организациями. Достаточно сказать, что в прошлом году только от более эффективного управления муниципальной собственностью в бюджет было дополнительно привлечено более 44 миллиардов неденоминированных рублей.

Существует и другой источник привлечения дополнительных средств, непростой, но более эффективный и долгосрочный, активно используемый во всем мире. Речь идет о заимствовании средств у жителей города под конкретные проекты. В прошлом году городская администрация решила рискнуть и предложила на финансовый рынок муниципальные инвестиционные облигации (МИО), первый успех которых очевиден. Объявленный объем первого выпуска составил 50 миллиардов неденоминированных рублей и был полностью размещен в основном среди банков и предприятий. На вырученные деньги было построено более 800 квартир для работников бюджетных организаций города. Кроме того, МИО представляются способом более выгодным для населения города не только сберечь, но и приумножить свои накопления, потому как облигации гарантируются администрацией города, погашаются в срок, а доход по ним всегда выше банковских ставок по депозитам. И хотя сегодня МИО доступны не только для коммерческой фирмы или банка, но и для любого гражданина, мэр Вячеслав Тарасов не планирует в ближайшее время активный выброс облигаций на рынок. Прежде необходимо более четко отладить инвестиционный механизм, создать еще более стабильную систему по реализации и, самое главное, возврату собираемых средств с прибылью, и только потом выходить на огромный, но осторожный рынок частных капиталов, который способен инвестировать в развитие города немалые средства.

Основой жизнеспособности Челябинска является эффективность работы промышленных предприятий. В прошлом году они увеличили объемы производства на 1,5 процента, что по нынешним временам уже считается стабилизирующим фактором, но насколько он реален, покажет время. С другой стороны, уже не первый год в промышленности города, как и в целом по стране, наблюдается устойчивый рост в одних и стабильный спад в других отраслях. В Челябинске увеличились объемы производства в черной и цветной металлургии, электроэнергетике, мукомольно-крупяной и медицинской промышленности, но продолжалось падение в машиностроении и металлообработке. Тем не менее рост объемов производства является слабым утешением на фоне роста кредиторской задолженности предприятий, которая в 1997 году составила 17,6 триллиона рублей и превысила размер дебиторской задолженности в 1,6 раза. Отсюда следует, что для того, чтобы не обанкротиться, производство должно вырасти не на 1,5 процента, а в 1,6 раза. Из общей суммы долгов около 3 триллионов (больше, чем весь годовой бюджет Челябинска) составляет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, 346 миллиардов - долги по заработной плате, а остальное предприятия должны друг другу.

В этих условиях, с целью поддержки предприятий, руководством города предпринимаются конкретные действия, направленные на улучшения их деятельности. Правительству России, областной администрации и Законодательному собранию области направлялись предложения по выходу промышленности из кризиса, но большинство из них осталось без внимания. Предлагалось, в частности, предоставить ряду предприятий отсрочки по платежам в бюджеты с тем, чтобы высвободившиеся средства направить на реорганизацию и оживление производства. Самой серьезной была попытка с ЧТЗ. Более того, Президент России поддержал это предложение, но правительство области не пошло навстречу городским властям. В результате ЧТЗ полный банкрот и его готовят к продаже. Об этом уже было и еще будет сказано немало. Замечу лишь, что мэр Вячеслав Тарасов крайне обеспокоен будущим ЧТЗ, город в одиночку не сможет спасти это предприятие, а "ЧТЗ может загубить весь город, если останется в таком положении". Тем не менее конкретная помощь в виде налоговых кредитов, проведением зачетов по платежам была оказана в прошлом году некоторым средним и муниципальным предприятиям. Продолжалось освобождение производственников от тяжелого груза социально-бытовой инфраструктуры, которую город принимал под свою юрисдикцию.

Серьезные надежды возлагает администрация города на муниципальный заказ как залог оживления экономики города. Предприятия, получившие заказ на конкурсной основе, смогут обеспечить на долговременной основе загрузку своих мощностей, а город, рационально вкладывая свои средства в свою же промышленность, организует централизованное снабжение бюджетных учреждений и организаций. В текущем году муниципальный заказ сформирован в размере 500 миллионов деноминированных рублей, а раньше большая часть этих средств уходила за пределы города. Наметившийся рост производства, также как и значительное увеличение автомобилей на улицах города, делают экологию самой острой и долгосрочной проблемой, средства на решение которой даже трудно представить.

В других сферах городской жизни можно выделить несколько важных показателей, свидетельствующих о более благополучном положении Челябинска по сравнению с другими областными центрами Урала. Так, у нас самый низкий уровень безработицы (1,17 процента). И жилья в прошлом году мы построили больше, впереди лишь Екатеринбург, но и его планируется обогнать. Значительно дешевле челябинцам обходится питьевая вода, и потребление ее больше. Меньше мы платим за жилье и коммунальные услуги. Мы имеем самые низкие цены на муку, хлеб, яйцо и молоко. А сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в прошлом году оказался самым низким в Уральском регионе.

Впрочем, эти приятные цифры не способны снять озабоченность не только властей, но и горожан за решение насущных проблем сегодняшнего дня, связанных с выплатой зарплат, детских пособий, пенсий, адресной помощи малоимущим. Ключ к их решению раз и навсегда - в существенном повышении ликвидного производства, в создании общегосударственной системы рационального хозяйствования, такой, которую пытается создать глава города в Челябинске.

Кирилл ЗЕРНОВ.

г. Челябинск.