23-04-99


Ярмарка на отшибе

Просчет или расчет администрации Челябинска?

О чем думали?

На берегах Миасса в десяти - пятнадцати минутах ходьбы друг от друга расположились три городские ярмарки. К торговым рядам у цирка и дворца спорта "Юность" текут беспрерывные людские ручейки. Напротив новой ярмарки на улице Труда городской транспорт останавливается ничуть не реже, но желающих выйти не так уж и много. В обычный рабочий день около полудня, когда на рынках, ярмарках и "пятачках" торговля бывает в разгаре, мы насчитали здесь 11 торговых точек, включая общепитовскую и музыкальную, и 18 покупателей вместе с детьми. Муниципальная ярмарка практически пустует даже в выходные дни.

А уж как только городские власти не зазывали сюда народ по областному радио! Даже организовали для торговцев конкурс-лотерею: 50 победителей будут освобождены от арендной платы за торговую площадь на четыре месяца, призеры - на два месяца. А главный победитель получит бесплатное торговое место на весь год. Несмотря на все усилия, люди не спешат на новую ярмарку, хотя цены здесь самые низкие в городе.

"Далеко, неудобно добираться", - говорят покупатели. "Невыгодно, себе в убыток", - отказываются торговцы. И все, кому не лень, устно и печатно клеймят городские власти за израсходованные впустую миллионы бюджетных рублей. В самом деле, о чем думала администрация, давая добро на строительство муниципальной ярмарки на отшибе от жилья? До ближайших домов - одна остановка. Пешком с полными сумками далековато. Да и зачем шагать туда или платить деньги за проезд, если гораздо ближе ярмарка у Дворца спорта? Из других районов ехать тоже нет смысла. Без пересадки не доберешься, а проезд сами знаете, чего стоит.

В новое русло

Уличная торговля с ее неизбежными издержками развелась на каждом углу от нашей бедности. И она сделала очень полезное дело: наполнила потребительский рынок товарами по вполне доступным ценам, дала работу тысячам людей, поддержала население в трудные времена. Вместе с тем продавцы настолько поднаторели в уличной торговле, что обсчеты, обвесы покупателей, просроченный или перемороженный товар, уклонение от налогов стали обычным явлением. Этими нарушениями торговля под открытым небом стала сама себя изживать. Местные власти, госторгинспекция и налоговые органы во весь голос заговорили о необходимости ее перевода в крытые помещения и об ужесточении контроля. Цены и ассортимент товаров в магазинах и на ярмарках к тому времени сблизились. Продукты на каждый день стало проще и надежнее покупать в соседнем гастрономе, чем идти или ехать на ярмарку. Словом, к лету прошлого года ситуация созрела для постепенного перевода уличной торговли в более цивилизованное русло. По замыслу администрации города, одним из таких русл должна была стать новая ярмарка в конце улицы Труда.

Но почему именно здесь, казалось бы, в таком неудобном для челябинцев месте? Поиски ответа дали весьма любопытный результат.

Лакомый пустырь

Вопрос о переносе ярмарки с площади Революции решался не одним днем. Городскому управлению архитектуры и градостроительства было дано задание подыскать площадку: достаточно просторную, по ходу маршрутов городского транспорта, с удобными подъездами. Обследовали весь город и назвали не менее семи подходящих мест. Как один из вариантов всерьез рассматривался стадион ЧТЗ. Главная ярмарка города вполне могла переместиться также на перекресток Свердловского и Комсомольского проспектов, на проспект Победы или в район бывшего обкома ДОСААФ. Генподрядчик - муниципальное производственно-коммерческое предприятие "Забота" - выбрал запущенный пустырь на улице Труда.

- В перспективе это будет очень развитой угол, - говорит генеральный директор предприятия Е. Мунтян.

То же самое утверждают начальник отдела перспективного развития города управления архитектуры и градостроительства Н. Ющенко и заместитель главы города по транспорту и благоустройству В. Гранин.

По генеральному плану развития города правому берегу Миасса - от бора до площади Павших революционеров - уготовано большое интересное будущее. Однако новая муниципальная ярмарка в него не вписывается. На ее месте со временем появится нечто другое, возможно, торгово-досуговая зона. И, наверное, не так уж плох замысел городских властей, чтобы до тех пор очень дорогая земля в центре города "работала" на бюджет, приносила в него прибыль.

А что касается довода: далеко и неудобно добираться... С этим ни Е. Мунтян, ни В. Гранин решительно не согласились. В отличие от рядовых челябинцев, они-то знают, что предприятия городского транспорта готовы пустить мимо ярмарки столько машин, сколько потребуется, и даже как угодно изменить маршруты. Только бы народ пошел-поехал туда, как едет, невзирая на расстояние, на "Северный двор" на Свердловском тракте, на дешевый Каширинский или на оптовый Потребительский рынок на Троицком тракте.

В пользу переноса ярмарки именно на улицу Труда у администрации города был еще один веский довод. В самое ближайшее время планируется строительство моста, который соединит улицу Энгельса с северо-западом. По нему с улицы Труда, почти мимо ярмарки, пойдут трамваи.

Дождались семнадцатого...

Казалось бы все просчитали, предусмотрели. Одно не учли - нашу российскую действительность. К 1 августа, как планировалось, объект не сдали. Напомним, что мини-рынки у цирка, дворца спорта "Юность" и на углу улицы Энгельса - проспекта Ленина были открыты временно в связи с реконструкцией площади Революции. Торговлю перевели туда, чтобы сохранить рабочие места. Переместить их на новое постоянное место не успели. После 17 августа прошлого года экономическая ситуация резко изменилась, и в зиму главная ярмарка ушла "нераскрученной". Отсюда все ее проблемы.

В декабре прошлого года глава города все-таки подписал постановление о переводе торговли с временных площадок на новую, отличную ярмарку, с удобными подъездами и стоянками автотранспорта. Однако и по сей день местные власти не решаются закрыть мини-рынки у цирка или, скажем, у дворца спорта "Юность": население до сих пор не оправилось от последствий августовского кризиса. По данным социологического опроса, более 80 процентов горожан предпочитают покупать продукты питания на дешевых уличных ярмарках.

"Отдайте мужчинам!"

Новые торговые площади строились не для того, чтобы пустовать. Поэтому администрация города и МП "Забота" усиленно ищут варианты, как заполнить муниципальную ярмарку, рассчитанную на 450 рабочих мест. Понятно, что за макаронами и маргарином сюда со всего города не поедут. Значит, здесь должен быть какой-то особый, очень привлекательный для горожан ассортимент. Эту мысль подтвердил и редакционный мини-опрос.

О.В., работник администрации города:

- При нынешних ценах я вынуждена одевать своего ребенка в "сэконд хэнде". И так делают многие мои знакомые. Сейчас эта торговля разбросана по всему городу без всякой системы. Было бы удобнее для покупателей сосредоточить ее в одном месте. А с ней и любые сопутствующие товары хорошо пойдут.

Галина Ивановна, пенсионерка:

- Как хорошо было, когда овощами и фруктами торговали на улице Тепличной. Правда, антисанитарии тоже хватало. Зато дешево и выбор богатый. Восстановить бы такую ярмарку и следить за порядком на ней.

Михаил Федорович, садовод-любитель:

- У меня нынче картошки много остается, мог бы продать. Лишь бы за "базарное" поменьше платить. Скоро редиска, зелень пойдет - у меня большая теплица. Я раньше у Дворца спорта торговал, а потом прилавки с навесами куда-то увезли. Сейчас люди с ящиков, с подстилок торгуют. На новой ярмарке, конечно, красиво сделано, везде асфальт, но там таким, как я, тоже приткнуться некуда.

Александр, радиоинженер:

- Раньше наша "барахолка" была на платформе Сосновка. В выходные дни радиолюбители толпами ехали туда на электричках, торговали прямо в лесочке. Это о чем говорит? Мужчина неохотно пойдет за хлебом и молоком даже в ближайший магазин. Но за нужными ему деталями или, скажем, за пивом, куда угодно поедет. Значит, новую ярмарку надо отдать мужчинам: сделать тут авторынок, продавать запчасти, радиодетали и тому подобные "мужские" товары. Уверен, что поедут не только со всего города, но и со всей области.

Оказалось, что в МП "Забота" уже продумывается последний вариант. По словам Е. Мунтяна, поступили заявки автомобильных фирм на торговлю новыми автомашинами. Будут и запчасти. Планируется даже открыть на ярмарке пункт ГИБДД по регистрации купленных автомашин. Как говорится, не отходя от кассы. Кто не найдет нужной запчасти на ярмарке по улице Труда, сможет оттуда поехать на другие авторынки: в поселок АМЗ, к кинотеатру "Искра", на Свердловский тракт. Их планируется соединить кольцевым маршрутом автобуса.

Планы у хозяев муниципальной ярмарки интересные. Плохо только, что горожане о них не знают. На днях в газету "Челяба" позвонила недовольная пенсионерка:

- Ну сколько вы будете печатать парня, который пальцем тычет?

Европейский банк реконструкции и развития может быть доволен: его рекламу о долгосрочной программе кредитования малого бизнеса заметили даже бабушки. О городской же ярмарке в газетах - ни слова. А какова реклама - такова и торговля.

Ольга СТРИЖОВА.

г. Челябинск.