23-06-05


Сердце Кулика открыто

Знаменитый художник ищет пути выхода из цивилизационного кризиса

Самую короткую ночь в году московский художник Олег Кулик провел в Аркаиме. Это стало своего рода разминкой перед новым походом в монгольскую степь, куда он вновь отправляется вместе с челябинским предпринимателем Павлом Рабиным. А накануне Олег Кулик и его коллега Владимир Дубоссарский представляли челябинцам свои впечатления от прежних путешествий, а заодно обменялись мнениями с заинтересованной публикой о современном искусстве.

Фильм Кулика "Испытание Гоби", напомним, демонстрируется сейчас на Венецианской биеннале, так что челябинцы могут гордиться тем, что видят самое актуальное искусство. Мнения, как обычно, разнятся. Кого-то суровые будни монголов откровенно напрягают. Иногда это очень похоже и на нашу жизнь тоже. Стоит отъехать от города километров на пятьдесят, и вот она, сермяга:

Но этнографическая дистанция делает интересный фокус. Монголы живут своей обычной жизнью, а нам со стороны она кажется набором таинственных ритуалов. Зритель вслед за художником впадает в созерцательный экстаз. Кулик, например, несколько минут смотрит через объектив видеокамеры в окно. Или на сидящего в доме человека. В это время через щели в оконной раме внутрь проникает холодный воздух. Человек окутывается паровой аурой и начинает существовать в каком-то ином измерении. А вот охота. Люди на лошадях прислушиваются, звучит выстрел, какое-то движение. Следующая сцена - обед из трофея у костра. Нет ни кастрюль, ни сковородок, люди достают кусочки из пекла и с удовольствием уплетают. Или вот потрясающая сцена, будто бы нарочно разыгранная на двоих. Человек справляет малую нужду, на заднем плане оживает фигура вола, циклопическое животное грациозно подходит и ловит языком горячую струю. Странное и несколько пугающее своей естественностью единение природы и человека:

Для Олега Кулика каждая из этих сцен - метафора его идеи нового уклада жизни, в котором царствует человек духа.

- До последнего времени человечество жило в старой парадигме, в которой существовали элита и низы, общество имело четкую иерархию. Методы современной коммуникации построены на некоем манипулировании. Это устраивало человеческое общество, а сейчас - не устраивает. И эта ситуация многими ощущается как цивилизационный кризис. Понятно, что-то происходит. Формируется новая глубинная парадигма, новый взгляд на человечество как на единый живой организм. Мне кажется, теперь будут важны все концепции, которые говорят об органичности сосуществования людей и с природой, и друг с другом. Для меня это монгольская модель, и я вижу в ней главное - людей, удовлетворенных жизнью. В будущее не должны попасть люди, которые недовольны, раздражены, не приспособлены к жизни в биологическом смысле.

Мне кажется, - продолжает Олег Кулик, - жизнь может повернуться к другим темам, нежели технический прогресс. Я вообще не люблю машины, цивилизацию. Я не враг ей, в ней много полезного, тот же Интернет, лекарства, возможности помогать обездоленным. Но, по большому счету, этот проект насилия над природой, преодоления ее, завоевания мне глубоко чужд.

Художник говорит, что первое путешествие в Монголию год назад было сопряжено с мучительным преодолением себя. В каком-то смысле это был культурный шок. Вторая, зимняя, поездка была сознательной работой, связанной в том числе и с реальной опасностью пропасть в степи в 50-градусную стужу. Зато теперь сердце Кулика, по его собственным словам, открыто. От третьего путешествия он ждет озарения.

Айвар ВАЛЕЕВ

(О том, что думает о цивилизационном кризисе и уроках Востока Павел Рабин - на 5-й стр.)