23-06-05
Михаил ФОНОТОВ
Помните на картине Шишкина: несколько сосен среди желтого ржаного поля? Это очень редкое соседство - сосны и злаки, поле и бор. Они из разных времен. Ботаники утверждают, что среди хвойных нет трав, а среди злаков нет деревьев. И что деревья появились на Земле много раньше трав. И что злаки - последнее (и самое молодое) "достижение" флоры.
Можно предположить, что природа приступила к "проектированию" злаков, уже набрав огромный опыт в экспериментах (нет им числа) на предыдущих растениях и способная создать нечто, близкое к совершенству. Однако цветки злаков могут разочаровать: мелкие, невзрачные, неброские, вместо чашечек и венчиков какие-то чешуйки... Если поставить рядом цветок магнолии, белой кувшинки или пиона, то цветок, например, овсяницы - не на что смотреть: тычинки в два миллиметра, а ниточки, на которых они висят, - уже не миллиметры, а микроны. Для того ли природа познала роскошь лепестковых форм и окрасок, чтобы отказаться от них вообще, оставив злакам одни пестики и тычинки?
Допустимо, что в конце творения природа впала в микротехнику, в миниатюризацию. Ведь мы, люди, в своем техническом прогрессе идем тем же путем, хотя нам еще очень далеко до природных миниатюр. Но сама она, природа, и до злаков не раз использовала малые величины, да и начинала она с микроорганизмов.
Нет смысла выяснять, что совершеннее - колос пшеницы или сосновая шишка. Они оба совершенство - для своих условий.
Если природа не угодила людям цветками злаков, то одарила их зерновками. Неизвестно, сошли бы с деревьев наши предки, если бы не степные злаки, занявшие полосу между лесами и пустынями. Известно, что цивилизацию человеков вскормили не леса, а степи, не ягоды, а каши. Хлеб - продукт степной. Да и мясо с молоком - тоже. И многое другое дала нам степь - от лошади и колеса до чувства шири и дали в характере.
Надо и то сказать, что в растительном мире злаки - семейство, в которое человек внедрился очень глубоко и очень сильно изменил. Но созданные им сорта пшениц, риса, ячменя, овсов, ржи и других культур, кажется, не исчерпали заложенные в них природой потенциалы.