23-07-03
Из школьной программы могут исчезнуть произведения Пастернака, Платонова и Ахматовой, зато вернутся "Песнь о Буревестнике" Горького и "Как закалялась сталь" Островского. Без чего вы не представляете школьную программу по литературе?
Святослав БЭЛЗА, искусствовед:
- Нужно знать и Горького, и Пастернака, и Набокова, и Платонова, и Булгакова. Я уж не говорю о классиках XIX века... Поэтому чем шире будет программа, тем лучше. Человек, который не знает шедевров родной литературы, не может понять родную историю. Между тем я твердо уверен, что главное в школе - не программа, а увлеченные учителя, которые не следовали бы штампам, а были бы влюблены в свой предмет, прививали бы эту любовь своим ученикам.
Федор ХИТРУК, художник-аниматор:
- Мне кажется, в программу нужно вносить всех замечательных писателей, для кого только места хватит. А на каком основании собираются исключать Пастернака и Ахматову? Под знаком борьбы с терроризмом? Это, в конце концов, не Эдуард Лимонов, творчество которого может возбуждать нехорошие страсти.
Григорий ОСТЕР, детский писатель:
- Пастернак - мой любимый поэт. Я очень люблю и Ахматову, и Платонова. Возможно, я выскажу необычное мнение, но я считаю, что необязательно все это должно быть в школьной программе. Когда я увидел свои произведения в "Родной речи", пришел в ужас: представил, как училка заставит детей читать, учить наизусть... Они же после этого ни одной моей книги в жизни не откроют! Поэтому я обеими руками за великую литературу, но против того, чтобы ее навязывали детям. Вот без чего нельзя представить школьную программу по литературе, так это без методологии: без умения читать и понимать. Нужно учить быть читателем. Вопрос о программе, несомненно, важен, но если мы будем неправильно учить людей читать, то они с равным отвращением начнут относиться и к Фадееву, и к Платонову.
Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэт-песенник:
- Исчезновение из школьной программы тех или иных произведений не означает их исчезновения из жизни и сердец читателей. Я сама многие прекрасные книги прочитала и полюбила уже после школы. Вместе с тем, очевидно, что формировать школьную программу, исходя из соображений политической конъюнктуры, нельзя. В школе должны изучаться произведения, великие по своему влиянию на человеческие души.
Екатерина ВИЛЬМОНТ, писатель:
- Без Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя, Достоевского и Горького-прозаика невозможно обойтись. Что касается Платонова, то, мне кажется, он сложноват для наших школьников, которые почти ничего не читают. А обойтись можно было бы без агиток типа "Как закалялась сталь" и без произведения Чернышевского "Что делать?" "Сны Веры Павловны" - это же ужас школьников! А вообще главное - не что, а как преподавать. Когда я вспоминаю, как мне преподавали "Мертвые души"... Не вырасти я в литературной семье, я бы в руки больше эту книгу не взяла. Важно приучить детей читать, чтобы книга не вызывала у них зевоту и отвращение. Это главное, а дальше сами разберутся.
Игорь ЯКОВЕНКО, генеральный секретарь Союза журналистов России:
- Без Пушкина, Толстого, Достоевского. А что касается самого проекта, созревшего в Минобразовании, то это просто глупость, которая отражает литературные вкусы чиновников. Хотелось бы, чтобы программа была результатом не их трудов, а плодом серьезной экспертной оценки общероссийского сообщества.
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:
- Школьная программа легко может обойтись без произведений Горького. Конечно, в советской литературе есть свои вершины, но это не значит, что надо выбрасывать из программы одни произведения и ставить другие. Нельзя впадать в крайности. Школьники должны изучать лучшее, что есть в нашей литературе.
("ИМА-пресс")