23-07-98


На постах постных лиц не увидишь

Как наш корреспондент знакомился с работой таможенной службы

Попугаи из Стамбула

Я встречаю в международном секторе аэропорта Баландино самолет, прилетевший из Баку. По рассказам таможенников, это один из самых интересных рейсов. Все знают, что юг стабильно обеспечивает наш город своими товарами. Когда работники таможни поднимаются на борт прилетевшего самолета, там их ждет специфический аромат, состоящий из запаха цветов, рыбы и пота. Многие пассажиры летают не в первый раз. У них в Челябинске свой бизнес, поэтому все правила перевоза они знают не хуже любого таможенника. И с декларированием грузов у них все в порядке. Сложнее с фитоконтролем и санэпидемконтролем груза. Рассказывает ветеринарный врач Ольга Маширова:

- Рейсы из Баку, Ташкента, Стамбула - самые сложные. Их проверяем с большой тщательностью. Мы охраняем область от инфекций, которые могут попасть вместе с привезенными с Востока животными и растениями. У каждого зверя должен быть ветеринарный сертификат. А многие этим пренебрегают, пытаются нас обмануть. Недавно провозили попугаев из Стамбула таким образом: усыпляли и проносили в кармане. А заморская птичка могла оказаться больной.

Мы проверяем мясо, колбасные изделия, гуманитарную помощь из Германии, рыбу из Баку. Весь груз, конечно, не досматривается, а только 10 процентов. И если что-то кажется подозрительным, вся партия задерживается. Хотя мы еще не научились беречь свое здоровье и здоровье своих близких. Например, в Америке, если ребенок ест яблоко, то, проходя через таможню, он должен выбросить огрызок.

Понятно, что до Америки нам далеко. Бедный, едва пригодный для работы павильон. Сюда, побоявшись осрамиться, недавно не впустили пролетавшую через Челябинск делегацию ООН. Он едва может вместить всех пассажиров. Таможенники с нетерпением ждут открытия еще одного международного отсека.

...А бакинцы в это время уже получают свой багаж. Один из пассажиров привез гвоздики. Отправляемся на досмотр, который проводит служба фитоконтроля. Большущий ящик, до отказа набитый товаром, открывается, и на свет извлекается пучок едва живых цветов. Как в такой тесноте они умудряются не терять товарного вида - загадка. Проведя визуальный осмотр, инспектор убеждается, что с грузом все в порядке. И южный человек, сверкнув горящим взором, удаляется.

Самое главное при столкновении с таможней - правильно заполнить декларацию. Кто умеет это делать, тому никто не страшен.

- Нам в прямом смысле приходится копаться в чужом белье, - говорит заместитель начальника поста Андрей Казанцев, - это неприятно не только самому пассажиру, но и таможеннику. Нас не интересуют люди, мы проверяем багаж. Туристы - особая категория: мало знают и много возмущаются. Например, недавно одна туристка везла с собой в отпуск контрабас. Таможенник на вид не сможет определить, обыкновенный это контрабас или произведение искусства, не подлежащее вывозу. А в смене у нас нет, как в Шереметьево, искусствоведа. Если бы у нее не было специального разрешения, никуда б не полетела.

- Приятно работать с людьми, выезжающими на постоянное место жительства за границу. Перед отъездом они не один раз позвонят, все уточнят.

Пассажиры рейса Баку - Челябинск успешно прошли таможенный пост. В этот день ни в обшивке самолета, ни в багаже пассажиров ничего подозрительного не обнаружено. Смена прошла спокойно. Любимый город может спать спокойно и видеть сны...

А репортеру не до сна. Вперед, на границу. Туда, где тучи ходят хмуро. К Троицкому таможенному посту, на границу России и Казахстана.

Кто на границе ходит хмуро?

- Наш пост один из самых крупных в регионе, - говорит его начальник Сергей Горбачев, подполковник таможенной службы. - 330 километров границы, которая приравнена к государственной, охраняют 96 человек. Наши главные функции: таможенное оформление и контроль. За 1997 год мы перечислили в федеральный бюджет более 10 миллиардов рублей, возбуждено 1400 дел о нарушении таможенных правил, обнаружено более ста килограммов наркотиков.

История таможенных постов на этом месте уходит своими корнями в даль веков. Еще в 1670 году здесь проходил Шелковый путь. Троицк тогда был торговым центром: Россия торговала с Азией. А таможенники контролировали качество товаров. Если, к примеру, находили испорченные арбузы, то всю партию уничтожали, чтобы не допустить распространения заболеваний.

Сейчас таможенникам тоже не до отдыха. Беспрерывным потоком идут машины. Терпеливые инспектора просматривают каждую: открывают багажники, распаковывают сумки. Особенное внимание машинам из Казахстана. Оттуда провозят оружие и наркотики. А как-то через пост провозили летательный аппарат, на котором космонавты возвращаются на землю.

Месяц назад произошел инцидент, который задел интересы обоих государств.

- Наша ГРЭС работает на казахстанском угле, который до недавнего постановления правительства провозился беспошлинно, - говорит Олег Кудряков, заместитель начальника поста. - После постановления, которое отменило эти льготы, мы были вынуждены требовать оплаты пошлины. На это Казахстан не согласился. Российскому правительству пришлось пойти на уступки и отменить свое постановление.

... Степь расстилается далеко-далеко. А по ней вьется дорога, ведущая в Казахстан. Воображение уносит меня во времена Шелкового пути, караванов и верблюдов. И вдруг откуда-то слева мне кричат: "Девушка, не стойте под шлагбаумом!" Граница - дело серьезное.

Ирина ЖАБРОВА.

Баландино - Троицк - Челябинск.