23-08-06


Дорогие мои старики

Почему фотографы с удовольствием снимают пожилых людей

Нынешним летом по традиции заехал в гости к Злобиным. Под Миасс, на Ильменское озеро, где у этой семьи дом. Здесь и познакомился с необычными стариками. Общее у них не только возраст - уже за 70. Главное - желание и умение работать.

Георгий Тимофеевич ЗЛОБИН каждое утро в любую погоду встает рано. Чтобы выпустить на пастбище лошадь Красавку. А с недавних пор еще и ее жеребенка. У Красавки за ее жизнь у Злобиных он уже четвертый.

Лошади требуют много сил. С каждым годом Георгию Тимофеевичу все труднее за ними ухаживать. И все же, уверен он, лошади и забота о них дают ему силы, а не забирают.

Может, потому, что свои лошади - мечта Злобина с детства. А сбылась лишь на пенсии. Так и проходит у него пенсия "на коне"...

Каждый раз, когда приезжаю, Злобин спрашивает, привез ли фотокамеру, чтобы сфотографировать его лошадок. Привез. Да все не хотели они, особенно месячный еще безымянный жеребенок, оставаться в кадре. Убегали, воротили морду, не хотели подходить к хозяину. А тут - утром - жеребенок остановился перед Злобиным на мгновение, успел сделать лишь один кадр. Дальше побежал жеребенок - догонять мать и к ручью.

Борис Максимович ЕЛИСЕЕВ - сосед Злобина. Дома их стоят рядом. Удивительно, но и родились они в один год и в один месяц, с разницей в один день. Впрочем, на этом совпадения заканчиваются. Георгий Тимофеевич каждый день бреется, а сосед его уже много лет носит бороду.

Без бороды я его и не помню. Как не помню, чтобы он просто сидел на завалинке. Без дела. Всегда возится в огороде. В прошлом году даже провел "мелиорацию" в болоте рядом с домом. На месте камышей теперь растет картошка.

Воду носит ведрами - из колодца. Злобины из этого колодца воду брать перестали: остерегаются, особенно после того как у Яны родилась дочка Анечка. А Борис Максимович любит колодезную воду. Даже не кипятит ее, так вкуснее, говорит. Когда он возвращался от колодца, попросил его присесть на пенек у плетеного штакетника. Руки положил на колени - ладонями кверху, словно открытые ведра, наполненные водой.

- Давай съездим к Прокопычу, - предложил Злобин, - вот мужик так мужик.

Поехали втроем, за рулем - Сергей Злобин, сын Георгия Тимофеевича. За город, потом по дороге в сторону Атляна. Там лес густой и горы ближе. Помните, как в известной сказке: чьи это леса, чьи это поля? А в ответ - маркиза, маркиза:

Ситуация похожая, да только вместо маркиза на тракторе нас встретил бородатый мужик. Виктор Прокопьевич ЯЦЕНКО. Когда-то городской житель, а последние годы - фермер. Да еще с собственными 40 гектарами земли. На них построил небольшой домик, сделал пруд. Держит с супругой целое стадо коров - с телятами уже 24 головы. Кур, уток и индюков я даже не стал считать. О том, как шла борьба за землю, можно, наверное, снять фильм, ничем не уступающий известной ленте "Любить по-русски".

Угостились крепким самодельным напитком, закусили тоже всем самодельным - хлебом, сыром и маслом.

- Угадай, где на фото мой отец, а где отец нашего губернатора?

Фотокарточка старая, но мужчину, очень похожего на Петра Ивановича Сумина, узнал легко. Яценко и Сумины земляки, из одной деревни.

Показал Виктор Прокопьевич место, где собрался поставить часовенку в память о репрессированных в советское время крестьянах. Времени остается мало, хочет открыть ее к столетию Столыпина, которого очень уважает. Уверен, что хуторами можно "обустроить Россию", что будь они, как планировал Столыпин, обогнали бы мы Америку в вопросах сельского хозяйства. Впрочем, пока в таежном лесу стоит лишь хутор Яценко, крестьянское хозяйство "Благодатное".

В этот день Яценко подстрелил ястреба. Долго его выслеживал, не одного цыпленка тот успел загубить. Попросил: "Сделай снимок с охотничьим трофеем, привези только - не забудь. А то почтальону до меня идти далеко:"

Сергей БЕЛКОВСКИЙ