23-09-03


Как пройти на улицу Койкого...

Дефекты речи могут помешать достижению жизненных успехов

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Нашего одноклассника Вовку Кузнецова дразнили Ильичом. Но не из-за "умища", подобного идеологу мировой революции, а за картавость. Мальчишка старался подбирать слова без "р". Он не расставался с орфографическим словарем. Может, поэтому и стал неплохим мастером пера. Но с проблемами устной речи мается и по сей день. А сколько людей по причине "фефектов фикции" не смогли реализоваться в жизни! Они уверены, что достигли бы больших успехов, если б не непослушный язык.

Специалист, который исправляет нарушения речи, - логопед. Конечно, не такой, как комический герой Ролана Быкова, у которого улица Горького стала улицей Койкого. К логопеду обращаются родители, обеспокоенные тем, что их чадо неправильно произносит некоторые звуки или не произносит их вовсе. Но эти проблемы до определенного возраста есть у каждого ребенка. К пяти годам малыш должен правильно выговаривать все звуки. В противном случае необходимо обратиться за помощью.

О причинах возникновения дефектов речи, методах их предупреждения и лечения мы говорим с челябинским логопедом Еленой РЯЗАНОВОЙ.

- Как обнаружить первые признаки речевых изъянов?

- Их можно выявить даже по крику ребенка. У здорового младенца крик звонкий, у больного - приглушенный, слабый, похожий на мяуканье. На состояние звуков указывает и рефлекторная улыбка: потрогайте малютку около губок, и при нормальном развитии он отреагирует улыбочкой. В месячном возрасте ребенок должен пройти комиссионный осмотр: специалист смотрит строение его речевого аппарата - состояние неба и языка, активно ли он сосет соску. Соска, кстати, как функция насыщения и успокоения нужна, по крайней мере, до шестимесячного возраста. В доречевом возрасте ребенок проходит стадии гуканья, гуленья, лепета. Если все это происходит с опозданием, однообразно, можно предположить, что малыш склонен к речевым нарушениям. Причинами возникновения речевых патологий могут стать снижение слуха, ведущее к неспособности различать звуки, имитация речи кого-то из окружающих, имеющих подобную патологию, отставание умственного развития или поражение центральной нервной системы. В последние годы из-за патологии беременности и родов все больше детей рождается с задержкой речевого развития. Снисходительно относиться к нарушениям речи нельзя. За ними следует нарушение психического здоровья, изменение социального статуса. Каждый ребенок имеет право на качественную жизнь. А дефект речи может закрыть ему дорогу во многие вузы.

- Родители с тревогой ждут, когда их малыш произнесет первое слово:

- К сожалению, многие затем быстро теряют интерес, если проблем с речью не возникает. Однако речевые патологии могут быть вызваны не только органическими изменениями, но и внешними факторами (например, испуг, большой поток ненужной информации в детском возрасте). Есть наследственный фактор: часто дефект речи от родителей переходит к ребенку. Гласные звуки малыши начинают произносить еще в грудном возрасте и обычно овладевают ими к трем годам. Согласные - более сложные, и дети справляются с ними немного позже. Наиболее часто встречающийся дефект речи - сигматизм, то есть нарушение произношения шипящих и свистящих звуков. Он может стать результатом формирования нарушенного прикуса: например, при длительном сосании большого или указательного пальца, соски-пустышки. Ребенок может "шепелявить" и после выпадения молочных зубов, пока постоянные зубы не прорезались.

Я бы советовала запомнить ценное правило: с ребенком необходимо разговаривать с первых дней его жизни, употребляя уменьшительно-ласкательные слова, четко проговаривая их спокойным тоном, но не "сюсюкая". Если мама грубо и резко говорит с малышом, это может негативно повлиять не только на его будущую речь, но и на психику. Как можно чаще читайте ребенку книги. Важно соблюдение в раннем и дошкольном возрасте охранительного речевого режима. Многочасовые просмотры мультиков, игры на компьютере негативно влияют как на общее, так и на речевое развитие. Уже в начальной школе ребенок с нарушениями речи, скорее всего, будет неуспевающим. Возникнут проблемы с обучением письму, чтению, счету. Чем раньше такие дети попадут к логопеду, тем скорее мы сможем им помочь.

Статистика свидетельствует, что в Челябинской области на сто родившихся детей только один практически здоров. По речевым показателям всего около десяти процентов не имеют дефектов. Прежде изъяны речи выявлялись с двух-трех лет, сейчас группу риска по задержке обнаруживаем раньше. Беспокоит то, что сейчас на фоне житейских проблем родители в первую очередь думают, как материально обеспечить ребенка, а воспитание и образование отходят на второй план. Не избавившись от языковых изъянов, маленький человек может потерять свое "Я". Если в детском коллективе его по этому поводу дразнят, а нетерпеливые родители твердят изо дня в день: "Из тебя ничего не получится!", он получает двойную психологическую травму, которая ведет к комплексу неполноценности. Ребенок становится кандидатом в неудачники.

Правда, есть примеры, когда дефекты речи не помешали достичь успеха. Певица Таня Буланова, телеведущий Владимир Вульф, киноактер Андрей Панин, другие известные персоны. Душевные качества, талант, ум, обаяние со временем могут затенить недостатки произношения. Совсем другое отношение вызывают телеведущие с безобразной прямо-таки речью, а их сейчас немало. И, судя по всему, с ними никто не занимается. Дикторы прошлых лет - вот образец правильной, чистой и грамотной речи. Знаменитая Валентина Леонтьева вспоминает, как тщательно их готовили к телеэфиру. Ведь культура речи - это культура самого человека.

- Есть ли логопеды для взрослых?

- Есть, поскольку нарушение речи может произойти у людей, которые перенесли травму или инсульт. В принципе, исправить недостатки никогда не поздно, даже в 90 лет, если, конечно, человек не пользуется вставной челюстью.

- Как лечит логопед?

- Логопед не лечит, а проводит коррекционную работу. Это специальные упражнения, тренирующие речевой аппарат. Например, от "картавости" можно избавиться с помощью упражнений, направленных на увеличение подъема языка. Занятия для ребенка должны быть в радость. Понукание принесет только вред: потеря психологического контакта опаснее, чем дефекты речи. В трудных случаях или если у мамы нет времени водить ребенка на занятия, логопед может направить маленького пациента в специализированный логопедический детский сад. Любовь мамы к своему ребенку, ее желание помочь ему, совместные усилия родителей и специалистов станут критерием успешного овладения правильной и грамотной речью. n

Советы для тренировки речевого аппарата

"Зарядка для языка": пощелкать языком, подразнить себя перед зеркалом; поворачивать язык то на одну, то на другую сторону; качать им, как маятником; надувать щеки. Скороговорки (для отработки внятности речи): "Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон", "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет". Чистоговорки (для отработки артикуляции звуков): "За-за-за, идет коза", или: "Носит Сеня в сени сено". Специфический тренинг: говорить с камушками во рту, как это делала героиня Ирины Муравьевой из фильма "Карнавал". Хороший эффект дает массаж языка. Его можно делать самостоятельно или прибегнуть к помощи близких. Марлевую повязку сложить пополам и "надеть" ее на язык до середины. Начать с поглаживания, перейти к вибрационным движениям. Загибать язык, как чашечку, легко постукивать его пальцами, завершив массаж поглаживанием. Упражнение для дыхания. Пропевать гласные и слоги на выдохе: двигаясь вперед - "пе-пе-пе", назад - "по-по-по". Для речевого развития малыша полезен массаж ладошек и пальчиков, так как проекция кисти руки в коре головного мозга находится рядом с речевым центром.

Обнаружен ген "качества речи"

Развитие речи у человека, вероятно, уже в скором будущем перестанет быть тайной. Как сообщает британский научный журнал Nature, группа исследователей из Оксфорда впервые обнаружила ген, считающийся основой этой важнейшей функции человека. Это открытие может пролить свет на владение словом и речевой процесс, что поможет миллионам людей, имеющим проблемы с произношением слов, преодолеть дефект.