23-09-98


"Ядерный город" в эпоху кризиса

Снежинский вариант внушает оптимизм

С главой Снежинска Анатолием Опланчуком мы беседовали в непростой для города день. Это было 7 сентября. День, когда в Российском федеральном ядерном центре проводилась часовая забастовка: по призыву объединенного комитета профсоюза РФЯЦ-ВНИИТФ коллектив ядерщиков принимал участие в общеотраслевой акции протеста. В подразделениях центра проходили митинги. И доставалось на них не только президенту страны, правительству, посадившим на "голодный паек" ядерный оружейный комплекс, поддерживающую его науку и многотысячный коллектив высококлассных в основе своей специалистов. Поминали недобрым словом и городскую власть - обещала институту ссуду для выплаты части долга по зарплате, да всю сумму в оговоренный срок не отдала. На самом многочисленном митинге, на площади у производственных цехов ВНИИТФ, в качестве иллюстрации сегодняшнего положения элитного научного коллектива прозвучал пример: рядовой работник муниципального предприятия, обслуживающего горожан, получает зарплату больше, чем специалист ядерного центра, и, главное, регулярно.

В профкоме ВНИИТФ о городской администрации в тот день говорили с обидой: была договоренность о семи миллионах ссуды, поступили первые четыре, а три с половиной задержались, пришлось приостановить выплаты в счет не получаемой ядерщиками с февраля зарплаты. Внезапно обрушившийся на страну финансовый кризис с залповым скачком цен и ажиотажным спросом "вину" городской администрации, так получалось, утяжелил. А тут еще мэр оказался в командировке - и не где-нибудь, а в Америке. Понятное дело: тут кризис, долги не проплачены, какие могут быть Америки...

...Городов, возникших и существовавших в советское время за счет даровавших им жизнь предприятий, у нас немало. "Запретки" - в том числе. Реформы привели, однако, к своеобразному смещению акцентов - во всяком случае, Снежинск явил такой пример. Уже не градообразующее предприятие демонстрирует себя опорой города, а город подставляет ему свое плечо в трудной ситуации. Причем в снежинском конкретном случае - на равных с всесильным министерством: оно так же обязалось проплатить институту семь миллионов рублей, да только в отличие от городской администрации к 7 сентября не выделило ни рубля. И не ясно было, выполнит ли Минатом свое обязательство, данное до кризисного обвала, до отставки правительства Кириенко. А городская власть "свою долю" намерена отдать полностью. Заминка, пояснил А.Опланчук, вызвана реалиями пошатнувшейся банковской системы, когда стало так непросто найти банк, готовый предоставить значительный кредит. Анатолий Владимирович уверен: отдай город в те тревожные дни эти миллионы институту, городской бюджет был бы подорван. А это, считает он, недопустимо. Еще и потому, что "городское плечо" сегодня, действительно, институтского покрепче. Во всяком случае, держит на себе немало социальных программ, которые "доходят" практически до каждой снежинской семьи. Ведь в городе практически в полном объеме действует закон о ветеранах,в частности его статья о 50-процентной оплате жилья. Снежинцы пользуются бесплатным проездом на городском транспорте. Питание в школьных столовых тоже бесплатное. Наконец, городской бюджет питает столь значительный список бесплатно отпускаемых лекарств, что приходится подумывать о его разумном сокращении.

- Если взять среднюю семью в городе - муж, работающий во ВНИИТФ, жена - бюджетный работник, двое детей, - то доля "городской казны" сегодня в обеспечении такой семьи окажется больше, чем собственно института, - рассказывает А.Опланчук. И этим расчетом как бы подкрепляется логика действий городских властей, хотя и задержавших выплату коллективу ВНИИТФ обещанной ссуды, но в кризисную минуту не рискнувших городской казной.

Сегодня город вышел на новые рубежи. И они связаны не только с действующими здесь, как для ЗАТО, условиями зоны льготного налогового обложения. (Кстати, местному офф-шору далеко до калмыцкого или ингушского - в ЗАТО предприятия регистрируются с согласия Минатома, в рамках правил, установленных областной властью. И тем не менее "приписка" к Снежинску иногородних предприятий и организаций позволяет выкручиваться в условиях, когда федеральный бюджет демонстрирует все большую необязательность).

Федеральный ядерный центр в Снежинске уже давно напрямую общается с американскими коллегами, прежде всего из Сандийских национальных лабораторий. А почему бы не подружиться и "атомным городам"? Инициатива эта - заявленная в рамках Минатома, но, к сожалению, медленно продвигающаяся на межгосударственном уровне - претворилась на деле во время поездки делегации снежинцев в Америку в конце августа. Как раз, когда Билл Клинтон общался с российским президентом в Москве, снежинцы знакомились с жизнью американских городов, подобно нашим "запреткам" известным как местопребывание комплексов по разработке и производству ядерного оружия.

- Разница между нами, конечно, огромная,и прежде всего в экономическом состоянии, - рассказал Анатолий Владимирович. - И потом, американские города, подобные нашему, никогда не существовали в режиме закрытой зоны. Вместе с тем и общих проблем у нас немало. Создание рабочих мест для высвобождаемых оборонными предприятиями специалистов - одна из них.

Для снежинской городской администрации, в связи с предстоящим сокращением около 600 работников ядерного центра, тут есть над чем ломать голову. Ведь если пенсионеры, которых немало трудится во ВНИИТФ, при добровольном увольнении сейчас, в рамках объявленного временного коридора, получат своеобразное утешение в виде шестимесячного оклада, то люди непенсионного возраста могут утешиться только новым приемлемым местом работы. И об этом болит сейчас голова у городского главы.

Суть проблемы - не просто в создании рабочих мест и налаживании производства определенной продукции, а в том, чтобы обеспечить продажу этой самой продукции. И в этом смысле поездка снежинцев в Америку обнадеживает перспективными прогнозами. Дело в том, что мэры Снежинска и Ливермора - Анатолий Опланчук и Кэти Браун подписали договор о дружбе и сотрудничестве двух городов.

- У снежинцев - неплохие разработки по производству оптики, - рассказал А. Опланчук. - Американцы заинтересовались ими. Договорились о совместном производстве. Кооперация - дело при таких огромных расстояниях невыгодное. Но наши потенциальные партнеры намерены рассмотреть варианты с привлечением своих фирм, филиалов, расположенных в Европе. Нас привлекает то, что американцы могли бы обеспечить гарантированный рынок сбыта продукции. Есть и другие вполне конкретные наметки нашего сотрудничества.

Осуществлять их было бы проще, существуй уже подписанный межгосударственный договор по инциативе атомных городов. Его подписание планировалось в ходе недавнего визита американского президента в Россию. Однако российская сторона не проработала свой пакет документов к этому сроку. Подписание договора не состоялось. И тем не менее то, о чем договорились Ливермор и Снежинск, обе стороны намерены осуществить. Не обо всех проектах глава Снежинска счел возможным говорить с журналистом, но выразил надежду, что многое удастся осуществить. Причем он рассчитывает, что американцы окажут помощь, например, и шефской работе города - Снежинск по мере возможностей опекает сегодня Тюбукский детский дом...

Из дальней командировки А.Опланчук привез не только подписанный договор о сотрудничестве с городом, ставшим побратимом Снежинска. Смог с учетом опыта американцев взглянуть на проблемы российской "запретки". Взять ту же конверсию, от которой так много ожидалось.

- Наши предприятия ядерного оружейного комплекса по конверсии взялись за решение очень стратегических задач, государственного масштаба - волоконно-оптические системы связи, например, и так далее. А американцы не гнушались заняться какой-нибудь элементарной скрепкой - по-новому изогнутая, она стала удобнее. Они десятки мелких проектов осуществили за это время - и обеспечили сотни рабочих мест. Мы видели там предприятие, на котором работает пять-шесть человек. Да, мало, но оно работает и приносит доход, в том числе и городской казне. Конечно, и у них занимаются высокими технологиями, суперлазером и так далее. Но параллельно и самые ерундовые программы. Американцы считают: есть потребительский рынок - значит, оправданно. У них на первом месте стоит - продать, а потом уже все остальное.

...Конечно же, при всех новых веяниях, город и его главное предприятие связаны тесными родственными узами. Изменение в экономическом положении одного из них тянет за собой изменения в экономике другого. Укрепляется кто-то один, и это неизбежно положительно сказывается на втором. Вместе их связала одна судьба - оборонная, конверсионная, перестроечная. Трудности нынешнего времени тоже делить пополам.

Елена ФРАНЦЕВА.