23-09-98
Всю остроту ситуации мы, среднестатистические пассажиры, почувствуем уже в ближайшее время. Это подтвердила и беседа с главным инженером муниципального автотранспортного предприятия N 2, которое осуществляет 80 процентов автобусных пассажирских перевозок в Челябинске, М. Файзагалямовым.
- Михаил Иванович, автобус 15-го маршрута, например, в котором мне приходится ездить, всегда переполнен так, что пробиться к выходу без потерь на нужной остановке - большая удача. Однажды при резком торможении под людским давлением вылетело стекло. Хорошо, что никто не пострадал.
- Бывает хуже, - продолжает перечень несчастий мой собеседник. - Иногда вся подрессоривающая часть "въезжает" в салон - все прогнило окончательно.
- Вас послушать - опасно вообще входить в автобус...
- Это на самом деле так. Я - старый автомобилист и вполне откровенно говорю: если бы мы не производили капитальный ремонт техники в своем миасском филиале, сегодня Челябинск остался бы без пассажирского транспорта.
Автотранспортное предприятие N 2 ремонтирует ежегодно сто из 588 автобусов. Но что значит любой ремонт, когда старейшему автобусу парка 20 лет, а официальный срок эксплуатации - девять! И при норме пробега "на списание" 500-600 тысяч километров реальный счет давно уже идет на миллионы. По мнению главного инженера, за исключением 29 относительно новых корейских автобусов и маршруток все остальные подлежат списанию. Из 354 автобусов, ежедневно выходящих на маршруты, в среднем 26 возвращаются в парк с поломкой, не доработав смену.
Директор автотранспортного предприятия /} 1 А. Чевардин тоже не сообщил ничего утешительного:
- 68 процентов нашей техники изношено и подлежит списанию. Но от того, что мы об этом говорим, толку мало. Завтра мы назовем цифру в сто процентов, все к тому идет. Похоже, общественный транспорт, кроме нас, никого не интересует.
По официальной статистике, 40 процентов пассажиров предпочитают пользоваться автобусами (хотя автотранспортники считают, что эта цифра гораздо больше). Остальные выбирают электротранспорт, по-видимому, считая, что он современнее и надежней. Возможно, так было когда-то.
- 180 троллейбусов из 436 по нормам эксплуатации требуют списания, - говорит главный инженер МП Челябгорэлектротранс М. Беседин. - Принято решение списать 30 троллейбусов. Впервые мы убираем технику с маршрутов, не обновляя парка, фактически без замены. С трамваями положение полегче, но тоже готовится списание 10 единиц.
Транспортникам все настойчивее советуют привлекать дополнительные средства. Какие? Реклама на транспорте дает копейки. А городской трамвай с надписью "В Израиль" или автобус "Каждому жителю по огнетушителю" вызывают лишь улыбку пассажиров, но нисколько не облегчают их судьбу. Повышение тарифов - тоже невозможно. Дополнительные маршруты приводят только к дополнительным затратам.
Как прокомментировали ситуацию в управлении транпорта, связи и благоустройства администрации Челябинска, средств на приобретение новой техники нет по двум основным причинам. Первая - пассажиры-льготники, а их половина, не платят за проезд. Компенсаций же, предусмотренных большей частью из федерального бюджета, не получено и не предвидится. Вторая причина - с ноября прошлого года отменен целевой транспортный налог с предприятий.
Холода приближаются независимо от бюджета и правительства. Значит, мерзнуть нам на остановках в ожидании автобусов и троллейбусов, которые так и не вышли из парка...
Оксана КЛИМИНА.