23-10-01


Загадка "Мечела"

Сколько же холдингов строит комбинат?

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Статистика утверждает: по объему производства в черной металлургии Россия занимает четвертое место в мире - после Китая, Японии и США. Но если в Штатах на долю аналогов российских комбинатов-гигантов, так называемых интегрированных предприятий, приходится 55 процентов производства в отрасли, то в России - более 90. То есть черная металлургия у нас уже сама по себе достаточно "интегрированная" отрасль. Тем не менее в последнее время процесс "укрупнения" идет достаточно интенсивно. Примером может служить "Мечел".

Бросок на юг

По данным информированных источников, правительство Башкортостана решило передать государственный пакет акций Белорецкого металлургического комбината (24 процента) в доверительное управление специально созданной для этой цели компании "Мечел-Инвест".

Параллельно с получением контроля над БМК, сообщают информационные агентства, "Мечел" приобретает контрольный пакет (57 процентов) Южно-Уральского никелевого комбината ("Южуралникель"). Сейчас обязанности генерального директора этого предприятия временно исполняет заместитель директора по производству "Мечела" Анатолий Щетинин.

Что связывает предприятия, между которыми крепнут братские узы? На БМК "Мечел" поставляет сортовой прокат - заготовку для метизов, на "Южуралникель" - кокс. Поэтому, распространяя "экспансию" на своих деловых партнеров, с одной стороны, гарантирует себе на будущее стабильный рынок сбыта. С другой, опять же гарантирует самому себе поставки сырьевых добавок, того же никеля, для выпуска качественной стали. Впрочем, признался недавно генеральный директор "Мечела" А. Иванушкин в одном из телевизионных интервью, планы этим только не ограничиваются. Из слов руководителя комбината можно заключить, что заводской менеджмент подумывает также о стане горячей прокатки, чтобы выпускать нержавеющую сталь мирового класса (тогда никеля потребуется еще больше). Стоит такой стан около 250 миллионов долларов, но с его пуском появится возможность ежегодно производить нержавеющий лист на сумму 450-500 миллионов долларов. Сейчас же ежегодные объемы реализации всей продукции "Мечела" составляют примерно 600 миллионов долларов.

Справка. "Южуралникель" находится в Орске (Оренбургская область), он известен как поставщик никеля для производства нержавеющих и других видов стали. Добывает никелевую руду на собственных месторождениях - Сахаринском в Челябинской области и Буруктальском в Оренбургской области. В первом полугодии 2001 года получил прибыль в размере 0,5 миллиона рублей, за аналогичный период прошлого года предприятие имело убыток в размере 14 миллионов рублей. На 25 октября этого года назначено внеочередное собрание акционеров "Южуралникеля", на котором будет переизбран совет директоров и утвержден генеральный директор. Судя по всему, позиции "Мечела" в Орске вскоре заметно усилятся.

Третья сила?

Новейшее холдингостроение, в котором участвует ныне комбинат, выглядит несколько странным в свете недавних заявлений руководства предприятия. Не далее как нынешней весной Алексей Иванушкин достаточно прохладно отзывался о намерении областной администрации поддержать идею создания холдинга на базе ММК, посчитав будущий союз не очень органичным, поскольку у двух флагманов "слишком разные сектора рынка". Довольно вяло отреагировал комбинат и на недвусмысленное предложение объединяться вокруг Бакальского рудоуправления. И вдруг такая активность. Практически с ходу, без остановки на то, чтобы оглядеться, успокоить дыхание, делаются два приобретения. Да по инициативе ли самого "Мечела" все происходит, не вовлечен ли он в круговорот приобретательства некой третьей силой?

За спиной комбината вырисовывается фигура угольно-металлургической группы "Южный Кузбасс". И многие наблюдатели, вспоминая последние события на БМК и "Южуралникеле", говорят уже о том, что это именно "Южный Кузбасс" руками "Мечела" расширяет свои пределы: мол, если сам флагман качественных сталей перешел из одних рук в другие, то естественно теперь заняться его партнерами, с которыми он связан рудной базой. За такой расклад и косвенные факты (достаточно масштабный проект: "Мечел", как кажется со стороны, даже перебежал дорогу Магнитке, ибо ранее БМК планировалось включить в состав производственного холдинга Магнитогорского металлургического комбината). И прямые: А. Иванушкин заметил в телевизионном интервью, что в развитии событий по нынешнему сценарию заинтересован также "Южный Кузбасс". Опять-таки угадывается почерк кемеровских угольщиков в технологии самой "экспансии". Один из источников свидетельствует: переговоры о покупке "Мечела" начали "Южный Кузбасс" и его партнер - владелец кемеровского АО "Кокс" Борис Зубицкий. Сейчас "Южный Кузбасс" владеет блокирующим пакетом акций предприятия. Похоже, кемеровские собственники включили "принцип домино" (когда упавшая "костяшка" подталкивает другие). Если ничего не сорвется, все сложится, в группу "Южный Кузбасс" и АО "Кокс" помимо самих угольщиков и "Мечела" будут входить "Тулачермет", Косогорский металлургический завод, БМК и "Южуралникель". Уже просматриваются черточки небольшого государства от промышленности.

Справка. Белорецкий металлургический комбинат (БМК) основан в 1762 году, является одним из старейших предприятий отрасли и единственным в России комбинатом полного металлургического цикла. Входящий в состав БМК Туканский рудник ведет добычу высококачественной железной руды Комарово-Зигазинского месторождения. В составе БМК также металлургическое, листопрокатное и сталепроволочно-канатное производства. Крупнейшими акционерами на 1 июля числились ЗАО "БМК-Инвест" (30 процентов) и госкомитет Республики Башкортостан по управлению госсобственностью (29 процентов).

Корейский размер

Холдинги теперь строят все. Есть тому экономическое объяснение. Удлинение технологических цепочек выгодно с финансовой точки зрения. Когда взаимодействуют родственные друг с другом структуры, то и хозяйство свое ведут по-семейному. Где-то договорятся налогооблагаемую базу оптимизировать, где-то с поставками вопросы решат по-свойски. Одно слово - производственная близость на почве взаимопроникновения капитала.

Чрезмерная концентрация капитала способна привести к появлению промышленных империй - чеболей, как это было в Южной Корее, которая шла по пути их формирования, пока не последовал кризис, от которого она не может оправиться и по сию пору. Появление мощных промышленных групп, распространяющих влияние на целые отрасли, приводит к супермонополизации, а любой монополизм тормозит развитие.

Россия, конечно, далеко не зеркальная копия Южной Кореи. Тем не менее ряд наблюдателей склонен думать, что и у нас налицо некие признаки "чеболизации".

И еще один момент. Может ли "Мечел" состоять сразу в нескольких холдингах, не будет ли это похоже на "многоженство" с его стороны? n

Что думает власть?

Первый заместитель губернатора Виктор Тимашов:

- Каждое предприятие имеет право выбирать собственников и инвесторов, которые помогут ему развиваться. Если у этих отношений есть перспектива и они не грозят ущемить интересы территории, а, напротив, согласуются с ними, если результатом подобных контактов может стать взаимовыгодное сотрудничество, мы будем приветствовать такое партнерство и поддерживать любые действия, направленные на развитие кооперационных связей. Что же касается Мечела", у нас есть уверенность: он просчитывает ситуацию, его руководство ведет политику, которая не во вред области. Белорецкий металлургический комбинат для него - цех, способный делать конечную продукцию. Кстати, похожие схемы партнерства готовятся к реализации и в отношении Магнитогорского калибровочного завода (МКЗ). Для дальнейшей работы мы планируем привлечь силы и средства Магнитки и "Мечела". Челябинский металлургический комбинат рассматривается в качестве инвестора МКЗ, готового дать ему металл в работу. Все это будет происходить при участии некоммерческого партнерства "Уральский промышленный холдинг".

При подготовке публикации использованы материалы информационных агентств, "Ведомостей", журнала "Коммерсантъ ВЛАСТЬ", электронных изданий "Газета. RU.", "Страна. RU.", интервью А. Иванушкина телеканалу "Югра"