23-10-03


Молитва за Петровское

Восстановить церковь в деревне сейчас так же сложно, как и весь уклад жизни

Олеся ГОРЮК

Увельский район - Троицк

"Граждане миряне, я вас обманывал"

Дьякон Александр Скопин привычно оглядел церковь. Он знал, что видит ее в последний раз. Новая власть отняла у него все: корову, кормившую семерых его детей, лошадь и сельхозинвентарь. Недвижимости за Скопиным не числилось: дом, где он жил, был казенным. Жена и дети незадолго до описываемых событий бежали в Троицк. Где они находились теперь - неизвестно. Впрочем, возможно, он и отыщет их. А сейчас ему предстояло принять непростое решение. Он сбрил бороду. Вышел на площадь, где уже собралась вся деревня Петровка и жители окрестных сел. Затем тихо, но отчетливо сказал: "Граждане миряне, я вас обманывал. Бога нет". Таким, если верить сохранившимся письменным архивам и устным преданиям, был последний день церкви Михаила Архангела, когда она еще была церковью.

Сначала дьякону никто не поверил. Подумали, что он сошел с ума. Но все последующие годы жителям Петровки доказывали истинность сказанной им фразы.

Александр Скопин тем временем бежал в Троицк, где был определен священником в Михайловскую церковь. С женой Варварой жил в маленькой сторожке. Вся большая семья Скопиных растерялась. Совершенно случайно нашли дочь Ларису. Она работала в Троицке на строительстве "маргаринки", из которой потом вырос жировой комбинат. Получив первую зарплату, пошла на рынок, там у нее украли деньги. Мать Варвара Алексеевна нашла ее стоящей посреди базара и плачущей навзрыд. Вроде бы удалось собрать по крупицам хотя бы часть того, что было потеряно. Даже церковь, где теперь служил Скопин, носила то же имя, что и в Петровском, - Михаила. Но благополучие оказалось мнимым. В 1937-м Александра Скопина обвинили том, что он якобы "являлся членом контрреволюционной повстанческой организации церковников". 7 ноября 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Челябинской области Скопин был подвергнут высшей мере наказания - расстрелу.

"Куплю банку браги"

Михайло-Архангельская церковь была самой большой в Андреевской волости. Памятник архитектуры, превосходящий размерами любой из челябинских храмов, породил множество легенд. Например, что он строился в течение ста лет. Сначала возвели основное здание, посмотрели и решили, что уж больно оно широкое и оттого походит на мечеть. Чтобы не было сомнений относительно принадлежности храма православию, построили колокольню.

В "Ведомостях о церкви", чудом сохранившихся в Троицкой епархии, все описано иначе. Церковь строили в 1854-1861 годах на деньги прихожан. В 1900 году здесь случился пожар, повредивший колокольню. Закладка новой колокольни произошла в 1904 году, а на следующий год она уже была построена. Церковь была действующей до 1929 года. После этого здесь было зернохранилище. В настоящее время здание бывшей церкви никак не используется. Оно пустует, и здесь, судя по валяющимся банкам из-под пива и пачкам сигарет, собираются компании.

Наверху, под куполом, вьется десятка два ворон, от их движения постоянно сыплется штукатурка и приходится закрывать глаза. Перья летят на голову, как из разорванной подушки. Внизу местами сохранилась роспись. Правда, рассмотреть, что хотел изобразить художник, уже нельзя. Текст, написанный на церковнославянском языке, тоже сильно поврежден, и прочитать его невозможно. Зато легко можно разобрать надписи, оставленные под сводами купола любителями промышленного альпинизма. В 1990 году некий Тема объявил миру, что "Бога нет". А неизвестный К. написал над клиросом объявление: "Куплю банку браги".

На высоченную колокольню вскарабкалось не одно поколение деревенских мальчишек. Сверху они наблюдали, какими крошечными кажутся и без того небольшие люди и дома. Олег, юность которого прошла в Петровском, рассказал мне, как после школы мать заставила его жениться (девушка ждала ребенка), тогда он взобрался на самый верх колокольни и прокричал: "Никогда!"

В 1953 году колокольню пытались снести двумя тягачами. Она выстояла, только чуть-чуть покосилась.

По архивным записям выходит, что в 2005 году колокольня празднует столетний юбилей. Этот факт и навел главу Увельского района Анатолия Литовченко на мысль восстановить церковь к 2005 году. Он попросил денег у Александра Аристова, взявшего петровское хозяйство под свое крыло. Тот выделил два миллиона рублей. В 2001 году с благословения митрополита Челябинского и Златоустовского Иова началось строительство. Вывезли 70 кузовов мусора, оштукатурили низ здания, установили металлоконструкции, положили доски и утеплитель. Через несколько месяцев денежный ручеек иссяк, строительство остановили. Пока объект находился на консервации, те из местных жителей, кто попроворнее, утащили утеплитель стоимостью в 500 тысяч рублей.

Другие, напротив, искали выход из сложившейся ситуации. Нашли деревенский дом, на тот момент пустовавший (хозяин сидел за воровство), на собранные по деревне деньги сделали в нем ремонт. Худо-бедно стали проводить службы и православные обряды. Но вскоре хозяин вернулся из мест не столь отдаленных и потребовал дом обратно.

Две пенсионерки из Петровки, Нина Шабанова и Анна Истомина, написали в редакцию "Челябинского рабочего" письмо, в котором рассказали, как их "кинули" с церковью: "Нас удивляет только, как можно такую массу народа унизить, показать им, что они ничего не могут сделать без них - без "шишек": А на территории села частные предприниматели открыли два бара, которые работают "Ежедневно до утра", как написано на вывеске. И вот одна пьянка на селе, воровство. А мы не можем даже собрать к себе детей, чтобы они отвлеклись от этих зрелищ". Примерно такое же письмо было направлено главе района и на телешоу "Бремя денег". Последнее, разумеется, никак не отреагировало.

Криминальная хроника

Корреспондент "Челябинского рабочего" съездил в Петровское. Еще по дороге убедился в справедливости читательского письма. В нашу машину врезался пьяный водитель молоковоза. Помял крыло и пообещал компенсировать нанесенный ущерб деньгами, вырученными от продажи поросенка. Обещания на поверку оказались более чем призрачными.

За вечерним разговором мне рассказали, что здесь каждый уик-энд случается какое-нибудь происшествие. Передачу "Криминальная хроника" вполне можно было бы делать на примере одного Петровского (как, впрочем, и любой другой деревни). За день до моего приезда машина с водителем и четырьмя пассажирами, возвращавшимися с петровской дискотеки в соседнюю деревеньку Ключи, свалилась в кювет, один человек погиб:

По приезде мне налили рюмочку, сами же хозяева к спиртному не притронулись. Оказалось - закодированы. Позже мы встретили приятного вида женщину, соседка спросила у нее, как самочувствие. Выяснилось, что неделю назад она также лечилась от зеленого змия.

Маленькие ребятишки, шатаясь, ходят по улицам - копируют своих родителей. Здесь около двадцати проблемных семей. Мать пьет, отца нет, детей много. В школе созданы параллельные классы для детей-коррекционников, число которых год от года растет. В первом классе из 13 ребят шестеро заикаются, страдают энурезом и так далее. Во втором классе из 14 ребят пятеро с задержкой развития.

Бизнес счастья не принес

"Деревня умирает, и стремительно" - так охарактеризовал мне ситуацию один из ее жителей, бывший бригадир колхоза. В то же время Петровское - еще не самый красноречивый пример горькой деревенской жизни. В конце 90-х СТО "Петровское" вместе с землями соседнего колхоза "Рождественский" взяла в аренду фирма "Ариант". По словам главы Увельского района Анатолия Литовченко, он сам обратился к депутату с челобитной.

- Сначала мы отдали Аристову совхоз "Рождественский", - рассказывает он. - Не потому, что было желание кому-то это хозяйство отдать, а потому что сами хозяйничать уже не могли. "Рождественский" оброс долгами, ни с кем рассчитываться не мог, имел задолженность по зарплате более двух миллионов рублей, стал полным банкротом и перестал часть земли пахать. Надо было найти, каким образом оживить хозяйство и начать заниматься с землей. Я предложил это сделать Аристову. Рядом находилось СТО "Петровское", которое таким же образом перешло в банкроты. Поэтому я предложил Аристову взять еще и эту землю в аренду. Он не очень соглашался, но убедили мы его. Сейчас он арендует порядка 15 тысяч гектаров земли и никаких претензий у нас к нему нет. Он не завез людей из Челябинска - на агроферме работают только местные. Стал закупать удобрения и ежегодно порядка 30 миллионов рублей вкладывает в хозяйства.

Тем не менее райской жизни Петровка не увидела. Бизнесмен и сенатор не стал для нее тем гарантом благосостояния, каким было когда-то государство. Любой арендатор думает прежде всего об отдаче от вложений. Экономисты Аристова подсчитали, что производство молока, бывшее основным в Петровском, невыгодно. Вместе с дойным гуртом потеряли работу женщины-доярки. По словам жителей, в Петровке практически не осталось женщин, которые работали бы (отсюда, думается, и женский алкоголизм, более страшный, чем мужской). Из мужчин в хозяйстве постоянно трудятся 25 механизаторов, остальные привлекаются лишь на сезонные работы. Среди мужчин процветает преступность, многие сидят.

Ситуация парадоксальная: независимо от того, работает крестьянин или нет, он получает со своего земельного пая в 11 гектаров 450 килограммов зерна (с одного гектара можно собрать 1700 килограммов). Этого "бесплатного хлеба" не хватает даже для того, чтобы прокормить одного поросенка. По причине убыточности сельского бизнеса отказываются от своих хозяйств многие фермеры. По их подсчетам, доход от продажи одного поросенка, если вычесть затраты на его корм, составляет: 15 рублей.

Фабрика звезд по-петровски

И все же в непростом поединке с действительностью Петровке удается иногда забить гол в ворота противника. На всю округу славятся петровские пельмени. Благодаря пельменным крестьяне имеют возможность сдавать свинину хотя бы по 45 рублей за килограмм. Признают, что если бы не было пельменных, жилось бы совсем туго.

Сельский клуб - главная отдушина деревни. Как раз во время моего приезда в Петровку там проходил День пожилого человека. Старички посидели очень душевно: шутили, пели, рассказывали стихи - "Несжатую полосу" Некрасова и отрывок из "Мцыри" Лермонтова. Здесь же в прошлом году святили воду. Районная газета выступила по этому поводу с ироничной публикацией: дескать, днем - воду святить, а вечером - устраивать дискотеки.

Все лето в клубе работала "Фабрика звезд". Идею подали две девушки, Ольга Голова и Екатерина Вовна, выросшие в Петровке, а сейчас обучающиеся в ЧГАКИ и ЮУрГУ. Их поддержали директор и администратор клуба - брат и сестра Баландины. По всей деревне развесили рекламу: "Если вы молоды и в вас кипит жажда творчества, хотите петь и покорять зрителей своей неповторимостью, "Фабрика звезд" Петровского ДК ждет вас".

А дальше все было, как в телевизоре. Из 20 желающих отобрали 12. Каждый день с 12 до 18 часов ребят учили пению и танцам. В качестве звездных гостей приглашались солисты художественной самодеятельности. Через 10 дней дали первый концерт. Чтобы как-то окупить затраты, входные билеты продавали за 10 рублей (на обычную вечернюю дискотеку билет стоит 5 рублей). Единственное, в чем расходилось петровское шоу с "Фабрикой" на Первом, - имена номинантов объявляли не заранее, а прямо на концерте, чтобы меньше было слез. Пришедшие на концерт решали, кого убрать, а кого оставить на "Фабрике".

Песни на концерте пели самые настоящие, фабричные - "Про любовь", "Вова-чума" и другие. Умелец из соседней деревни писал фонограммы. На мотив гимна "Круто ты попал:" пелись такие слова:

Мы ребята из Увелки,

из Рождественки, Ключей,

Из Петровки, Водопойки,

из Песчанки, Михирей.

Мы из Каменки, с Кичигино,

из Красного села,

Мы из Хуторки, с Мордвиновки

и с Хомутинино.

Дали три шикарных концерта в своем селе и проехались с гастролями по соседним деревням. После этого набрали 14 человек для второй "Фабрики", но закончить ее не успели: в актовом зале клуба обвалился потолок.

В заключение

Внучка Александра Скопина - Наталья Николаевна Никандрова - работает фельдшером в районной больнице Троицка. Ей 50 лет.

О деде Александре, с тех пор как в 1937 году его посадили в троицкую тюрьму, семья ничего не знала до 1995 года. Ни того, что его расстреляли, ни того, что в 1990-м посмертно реабилитировали. Восемь лет назад дядя Натальи Николаевны по знакомству добыл справку о его реабилитации в областной прокуратуре.

Наталья Никандрова никогда не была в Петровке и церковь Михаила Архангела не видела. Однако язык не повернется обвинить ее в отсутствии интереса к своим корням. Летом дочь Натальи Николаевны попала в автомобильную катастрофу. Несчастная мать пошла в церковь и на коленях молила Бога сохранить одну человеческую жизнь. Татьяна осталась жива. Сейчас Наталье Николаевне и ее дочери предстоят долгие судебные разбирательства с водителем автомобиля.

Но, говорит она, несмотря на заботы, в Петровку съездить хотелось бы. Увидит ли когда-нибудь Наталья Николаевна отреставрированную церковь? Не так давно этот вопрос решался в районной администрации. Александр Аристов дал согласие выделить на реставрацию еще два миллиона рублей. Весной строительство возобновится. Всего же для завершения работ необходимо 30 миллионов. Надеются собрать с миру по нитке, а чтобы церковное добро больше не воровали - повесить замок и приставить охранника.