23-10-03


"Видеть я б хотел отца"

Светлое царство князя Гвидона в Челябинском ТЮЗе

В репертуаре Челябинского ТЮЗа вновь появилась "Сказка о царе Салтане". Поставленный в 1998 году режиссером Игорем Перепелкиным, этот спектакль, как казалось, отжил свое, и весной этого года решено было сыграть его в последний раз. Со "Сказкой" попрощались, но расставание было недолгим. Чего-то стало не хватать в театре без Пушкина. Это заметили зрители и попросили вернуть царя Салтана на сцену. Почему - об этом заметки писательницы Риммы ДЫШАЛЕНКОВОЙ.

...Напомню для начала цитату известного философа Ивана Ильина: "Единственный по глубине, силе и царственной свободе духа, он (Пушкин) дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории...

Оформились, не умаляясь, наши просторы, и дивными цветами зацвели горизонты нашего Духа...

Взоры русской души обратились не к больным и бесплодным запутанностям, таящим соблазн и гибель, а в глубины солнечных пространств... где дивное глубокочувствие и ясномыслие сочеталось с поющей и играющей формой..."

За пять лет, что шла "Сказка о царе Салтане" в ТЮЗе, сменились поколения юных зрителей, но зал постоянно полон. Дети доверяют себя Пушкину полностью, верят и актерам, тем самым утверждая в себе свои сокровенные надежды на "светлое царство князя Гвидона".

"Сказка о царе Салтане" выполнена режиссером-постановщиком Игорем Перепелкиным в классическом стиле театра: должны же дети, впервые пришедшие в театр, увидеть его как таковой.

Занавес к спектаклю сразу предупреждает зрителя, что он в гостях у Александра Сергеевича Пушкина. Поэт изображен в полный рост, без всяких формальных перекосов и метафор. Поэт сам - яркая метафора поэта и пророка, мудреца и ребенка.

Исполнение такого занавеса по проекту художника-постановщика, заслуженного артиста РФ Алексея Шибкова - особый труд художественно-постановочной части театра (руководитель Виктор Вайцель).

Поскольку спектакль - сказка, надо было для начала создать пространство этой сказки, где бы удобно и выразительно расположились актеры. И костюмы для актеров, и декорации выполнены в живописных традициях Палеха. Художники этой школы в течение всего ХХ века изображали сказки Пушкина на своих лаковых шкатулках, а также украшали своими иллюстрациями книжные издания. Так что дети попадают в таинственный и знакомый мир, созданный для них надежными и умными руками взрослых людей: вот светелка, где три девицы, вот царство Салтана, оно как раз и погружается в "больные и бесплодные запутанности", и самое удивительное, прямо сказать, "небесное царство" князя Гвидона.

Когда смотришь спектакль в обществе детей, начинаешь его понимать и своей все еще детской душой.

И поражает игра актеров: тишайшая Царица (артистка Светлана Худякова), обреченно принимающая трагическое отлучение от родного дома и сохранившая свет души, и преданность свету, и надежду на "свет в конце тоннеля". Однако все сердечное внимание дети отдают царевичу - князю Гвидону. Ведь сокровенное чувство сиротства свойственно каждому ребенку. Каждый ребенок вглядывается в своего отца, принимая его то за Бога, то, впадая в богоборчество, отталкивает от себя родителя. Иные дети так просто выращивают в своих мечтаниях отца отсутствующего. По воле Пушкина князь Гвидон не мыслит худого в своем якобы злодее-отце, по приказу которого он с матушкой выброшен в пучину морскую.

Вот эта духовная чистота и высота сына и течет, как эманация, в зрительный зал, врачуя и исцеляя от обид детские да и взрослые сердца зрителей. Чистоту и высоту помыслов князя Гвидона тоже с сыновней преданностью играет молодой актер Денис Филоненко: виолончельной мелодией, длительностью мечты, которая должна сотворить чудо: "Видеть я б хотел отца!" И отец сотворяется... Царь Салтан действительно сотворяется через ступени утрат к обретению отцовства. Артист Владимир Зайцев играет простодушие царя, как завещал Пушкин: "Царь слезами залился!" Можно сказать, что "Сказка о царе Салтане" именно и играется во имя Отца (царь Салтан) и Сына (царевич) и Святого Духа (матери), последняя же ничем не навредила ни Отцу, ни Сыну, чем и свята.

Что же это такое: пока Отец, Сын и Мать - все в порядке, как иные родственнички - Повариха и Ткачиха да сватья баба Бабариха - так злодейство?!

Только в сказке и только Пушкину по силам намекнуть на эту скрытую от нас модель злодейства или ослабления божественной связи между людьми. Намекнуть, но не посеять злорадство.

Как бы посмеиваясь, пробуют доброту на зубок Ткачиха - заслуженная артистка РФ Наталья Антонова, Повариха - артистка Татьяна Богдан, сватья баба Бабариха - заслуженная артистка РФ Маргарита Пермякова. Именно в сказке добро, благой ход жизни представлены как основной мотив и сила жизни, а зло все время пытается этому ходу навредить, но безуспешно. Поэтому актрисы вредят как бы в шутку, готовы тут же отречься. И океан жизни зализывает раны.

В высшем смысле так оно и происходит, правда, не в такие короткие сроки, как в волшебных сказках Пушкина. Мистики утверждают, что торжество справедливости приходит через 50 лет.

Интересно наблюдать за средой обитания главных героев сказки: все они, и корабельщики, и горожане, и богатыри, словно древний греческий хор, знают истину о свершившемся предательстве, сочувствуют героям и все-таки по ступеням помогают торжеству добра и справедливости. В этом тоже мудрость и демократизм автора сказки. Надежда на народную душу.

Зал настолько доверяет Пушкину, что вместе с авторами шепчет знакомый текст, аплодирует на малейшую точность в монологах и репликах, зал соединяется с актерами, и в этом непреходящая счастливая мистерия "Сказки о царе Салтане".

Закончить статью надобно тоже словами Ивана Ильина, русского христианского философа: "С тех пор в России есть спасительная традиция Пушкина: что пребывает в ней - то ко благу России, что не вмещается в ней - то соблазн и опасность. Ибо Пушкин учил Россию видеть Бога и этим виденьем утверждать и укреплять свои сокровенные от Господа данные национально-духовные силы. Из его уст раздался и был пропет Богу от лица России гимн радости сквозь все страдания..."

Римма Дышаленкова