23-10-08


Обменять бы на Шварценеггера

На международном лесном форуме в Санкт-Петербурге российские лесоводы обсуждали проблему самовольной вырубки, а американские - пожаров

Виктор РИСКИН

Кыштым

В Санкт-Петербург съехались лесники из 53 стран мира: в начале октября там обсуждали вопрос сохранения главного богатства Земли. Среди делегатов было и пять представителей Челябинской области. В их числе и Александр Батин из Кыштыма - заслуженный лесовод России.

Сломанный хребет

У двери кабинета руководителя Кыштымского лесничества Александра Батина пришлось задержаться: внутри уже был посетитель.

- Следователь изучает случай у озера Островко, - пояснил потом Александр Николаевич. - Там срубили 11 сосен, приготовили к вывозке. Нам вовремя сообщили, милиция с лесниками устроила засаду. Но "хозяин" самовольной рубки, видно, почуял неладное и не явился за добычей. Пришлось отправить стволы на нижний склад.

Этот случай подтвердил актуальность выступлений наших лесничих на международном форуме. Если представители других стран сетовали на пожары и плохую экологию, то для россиян главная "болячка" - самовольные рубки.

- Все, кто выступал, - рассказывал Батин, - говорили: новый Лесной кодекс сломал становой хребет существовавшей прежде системы охраны "зеленого друга". Сегодня по сути лес никто не охраняет: руби, сколько хочешь. От Калининграда до Камчатки счет саморуба идет на миллионы кубометров. Плюс абсолютная безнаказанность. Даже если поймают, максимальное наказание - штраф в 2000 рублей. И неважно - одно дерево ты срубил или 100.

Загремит под фанфары

Зарубежным коллегам российские проблемы неведомы. В США или Скандинавии никто в лес с топором не ходит. Знают: за одно даже самое хилое погубленное деревце и штраф заплатишь, и под уголовную статью попадешь. Загремишь в тюрьму лет на пять. Иностранных коллег другое заботит.

- В той же Калифорнии главная беда - пожары, - говорит Александр Николаевич. - И бороться с ними из-за сложного рельефа горной местности очень трудно. Первопричина - однолетние растения типа нашей малины. Они вырастают до полутора метров и к осени высыхают. Малейшая искра - все вспыхивает. Остановить огненную стихию невозможно. По телевизору нам нынче показывали: горят не только лесные массивы, но и прилегающие к ним поселки и города. Поэтому предпринимаются меры по уборке этого пожароопасного кустарника. Я сам видел, когда был на стажировке в Америке, как вооружают кусторезами сотни осужденных из ближайших колоний. Что касается тушения пожаров, то самое эффективное средство - противопожарная авиация. Кстати, американцы охотно задействуют в Калифорнии и наших летчиков.

На этом форуме Александр Николаевич окончательно убедился: нельзя в угоду чьей-то некомпетентности или откровенно преступному умыслу менять главный закон о лесе. В Америке лесной кодекс, как и конституция, не переписывается каждые два десятка лет, а лишь обрастает поправками.

- Мы ждали выступления академика Владимира Петрова, - продолжает Александр Николаевич. - Думали, что светило лесной науки скажет свое весомое слово. Однако он заявил, что лесники вообще не нужны, а все лесные фонды надо отдать арендаторам. Складывается впечатление, что в Москве живут какими-то иллюзиями, не знают, что делается в провинции. Единственное утешение - академик пообещал: мнения товарищей с мест будут учтены при доработке Лесного кодекса. Так это будет или нет, увидим через год.

Были на питерском форуме и выступления из разряда "нарочно не придумаешь". Так, финский представитель поведал собравшимся, что российская сторона увеличила таможенные пошлины на поставку древесины в эту страну в: 20 раз. Враз встали финские заводы, технологически ориентированные на переработку русского леса. Представитель Финляндии недоумевал: мы поняли, если бы выросла цена на лес. Однако она осталась прежней, а почему подскочила пошлина?

Вот уж, действительно, никому не понять тайну славянской души. Откуда финнам знать, как мы реагируем на призыв сверху. Стоило президенту обмолвиться: дескать, надо прекратить вывоз круглого леса за границу, как машина закрутилась. Вывоз леса прекратить нельзя: договоры сверстаны на годы вперед. А вот если взвинтить пошлину:

Может, по бартеру?

Кстати, браконьер, срубивший 11 сосен на озере Островко, прекрасно известен (как и все остальные девять предпринимателей города, занимающихся промышленной переработкой леса). Вызвали его, попросили написать объяснительную. Написал: дескать, с мая ничем таким не занимаюсь. И все - взятки гладки. Может, нам выписать на время калифорнийского губернатора - железного Арнольда с его терминаторскими замашками? По бартерной схеме. Мы же в его Калифорнию противопожарные самолеты отправляем.