23-10-08


Оркестрант как лот аукциона

Тюмень скупает лучших музыкантов со всей России, в том числе и из Челябинска

На прошлой неделе "Челябинский рабочий" провел "круглый стол", посвященный кризису, возникшему в Челябинском театре оперы и балета. Во время "круглого стола" было поднято много проблем, и самая главная из них - объявление, пришедшее из Тюменской филармонии. В нем говорится о том, что в Тюмени создается большой симфонический оркестр из 120 музыкантов. Зарплаты - от 45 до 70 тысяч рублей.

- Что с этим делать, не знаю, - признается главный дирижер Челябинского театра оперы и балета Антон Гришанин. - Я один ничего не смогу предпринять. Половина оркестра, поскольку Тюмень недалеко, поедет. Мы рискуем потерять основные, лучшие силы.

Называется даже такая цифра: уедут около 15 человек.

- Массового исхода не будет точно, - успокоил меня в телефонном разговоре директор Тюменской филармонии Михаил Бирман. - Отбор будет жестким, требования к музыкантам очень высоки. Мы набираем оркестрантов со всей России. Между прочим, вы не первые, кто звонит. Обеспокоены Омск, Томск, Новосибирск.

Зато особо не о чем беспокоиться соседнему Екатеринбургу. Директор тамошней филармонии Александр Колотурский, узнав о заманчивом предложении из Тюмени, сразу поднял своим оркестрантам зарплату на 10000 рублей.

- Но ведь это же аукцион какой-то получается, - говорю Михаилу Бирману.

- Все правильно, аукцион. А выигрывают от него только музыканты.

Есть одно существенное нарушение в этой логической цепочке: высокие зарплаты тюменскому оркестру будет обеспечивать областной бюджет, а финансовые возможности у каждого из российских регионов разные. Получается, где больше денег, там и культурная жизнь оживленнее. До настоящего момента скупка лучших творческих сил проходила исподволь, незаметно. Уезжали поодиночке за длинным нефтяным рублем. Но чтобы вот так, в открытую. Разве нельзя создавать новое, не разрушая существующее? Привлекать в оркестр, скажем, выпускников российских консерваторий?

- У нас долгие годы не было симфонического оркестра, - объясняет Михаил Михайлович. - А у вас и без того богатая культурная инфраструктура. Конечно, мы будем прослушивать и студентов, и выпускников. Но из них одних оркестр не создашь.

Есть у тюменской "заманухи" и обратная сторона. За обещанные деньги нужно будет работать в очень напряженном графике. Да и жилье в Тюмени дорогое. Правда, по словам Михаила Бирмана, небольшая компенсация будет выплачиваться.

На "круглом столе" дирижер Антон Гришанин говорил о том, что удержать музыкантов можно только в том случае, если южноуральцы осознают, как нужен им оркестр. Ведь оркестр театра оперы и балета сегодня - единственный ("Классика" Адика Абдурахманова пока все же остается камерным коллективом). В последние годы коллектив доказал, что является не только театральным, но и настоящим симфоническим оркестром. Цикл "Симфонические метаморфозы" музыканты часто тащили на себе, месяцами не получая за это гонораров.

- Если мы хотим видеть театр как лицо города, как хоккейную команду "Трактор", давайте вкладывать в него деньги! Без денег сейчас ничего не решить, - резюмировал Антон Гришанин.

Олеся ГОРЮК