23-10-08
Эту драматургическую шутку молодого Антона Чехова (в момент ее создания он был больше известен как автор юмористических рассказов Антоша Чехонте) на озерской сцене поставил молодой режиссер Леонид Брусов. Он делает первые шаги в профессии и, как это часто бывает у молодых режиссеров, пытается вместить в один спектакль все, что знает и умеет, все театральные (и не только) пристрастия, все представления о том, каким может быть Чехов на современной сцене.
Сочетает он, казалось бы, несочетаемое: музыку свадебно-похоронного оркестра Горана Бреговича (вспоминаешь все фильмы Кустурицы разом) и эстетику немого кино (в сценографии и костюмах Маргариты Колмогорцевой два цвета - черный и белый, актерские лица белый грим превращает в маски), contemporary dance и разудалую пляску (пластическое решение Татьяны Дорохиной), жестокий романс и псевдопатриотическую песню. И еще из самого несочетаемого: к смешным диалогам и репликам Антоши Чехонте (они давно пошли в широкие массы, кто не знает вот это: "Они хочут свою образованность показать..." Или это: "Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя") режиссер вдруг добавляет по фразе, по две, по кусочку монолога из пьес взрослого, грустного, всезнающего Антона Чехова, в основном из "Чайки" и "Дяди Вани". И Настасья Тимофеевна, мамаша невесты в клоунском парике (актриса Лариса Азимова и играет, как настоящая клоунесса), вдруг обернется саркастической Аркадиной из "Чайки", а сама невеста Дашенька (Ирина Костерина играет самую грустную из невест, которую я когда-либо видел на сцене) - в мятущуюся Нину Заречную с ее монологом про мировую душу.
Наворотив все это, юный постановщик концы с концами не свел, конечно. Ясности замысла и органичности сценического действия не возникает, что кого-то ужасно раздражает (зато никого не усыпляет, а ведь это часто бывает на постановках по Чехову). Меня - нисколько не раздражает. Я умею ценить самодостаточность сценической экспрессии, рассыпанной в каждом мгновении этого невнятного действа. Театр все-таки не текст, а вспышки страстей, мгновения содержательных пауз и острой грусти. Это язык театра, режиссер Леонид Брусов только учится говорить на нем, но, несомненно, что это его родной язык и он имеет право на вхождение в эту профессию.
Собственно, это одна из задач областного фестиваля "Сцена" - знакомство с новыми театральными именами. И имя режиссера Леонида Брусова стоит запомнить. А труппу "Нашего дома" (озерский театр, кстати, через месяц отметит 60-летие) было радостно увидеть на сцене челябинского ТЮЗа. Актеры замечательные, и в спектакле было видно буквально каждого: Вячеслав Лясецкий (обиженный старый ребенок Ревунов-Караулов), Елена Лагодич (томная чаровница Змеюкина), Сергей Ахлюстин (упертый телеграфист Ять), Андрей Иодловский (сочный грек Дымба), Евгений Войщев (злокачественный жених Апломбов), Геннадий Зимбель (папаша-подкаблучник)... Таких бы актеров в постановку не только юного дарования, но и настоящего мастера режиссуры. Таковые давно не добирались до "Нашего дома". А жаль.
Владимир СПЕШКОВ