23-11-00
Екатерина МИНЕЕВА
Челябинск
Возможность получить взаймы под залог и небольшие проценты неоценима. Особенно, если учесть, что, по данным социологических опросов, 75 процентов работающих южноуральцев с трудом дотягивают от зарплаты до зарплаты. "Ссудные кассы" пользуются бешеной популярностью во всех районах города. Одна беда - популярность эта густо замешана на криминальных дрожжах. По оценкам сотрудников уголовного розыска, едва ли не четверть сданных под залог или проданных ломбарду золотых безделушек - краденые-грабленые. С аппаратурой, которую тоже можно сдать в залог, чуть полегче: видики-телеки-компьютеры без технических паспортов в приличных ломбардах не принимают. Хотя при квартирной краже прихватить вместе с моноблоком документацию на него - дело техники. Как правило, хозяева паспорта на аппаратуру далеко не прячут.
Уголовный розыск давно отметил незатейливую закономерность: стоит открыться новому ломбарду, в окрестностях два-три месяца рвут цепочки и отнимают колечки. После все утихает. Не потому, что "рвать" перестают, - наученные горьким опытом девочки и дамочки перестают таскать золотишко напоказ. Но караулить грабителей возле ломбардов, дабы взять с поличным, - пустая трата времени. Как правило, при продаже золота требуют паспорт. Без него "рыжье", конечно, тоже купят, но значительно дешевле. "Светить" свои паспортные данные - дураков нет. Поэтому подсылают продавать украшения подруг и знакомых. Или еще проще: сбывают в первом попавшемся коммерческом ларьке. Они и по ночам работают - удобно:
Подруга детства работает в коммерческом магазинчике на северо-западе Челябинска. Так что информация из первых рук: "Наркоманов этих, с золотыми цепочками, за ночь иногда бывает по два-три. Случается, что приносят целые, но чаще - порванные. Покупаю практически за копейки. Когда собирается несколько штук, сдаю в ломбард сама или посылаю мужа. Никто у меня никогда не спрашивал, откуда столько и почему рваные". Еще один путь "прибытия" краденого в ломбард - через газеты бесплатных частных объявлений. Граждане размещают объявления о покупке того-сего, а после приносят "излишки" в ссудные кассы. Все честно и законно.
Глупо во всем обвинять ломбарды. Есть спрос - есть и предложение. Тем более, что ни приемщики ломбардов, ни их хозяева практически ничем не рискуют. Статья за скупку краденого карает лишь за "приобретение или сбыт имущества ЗАВЕДОМО добытого преступным путем". Ни один "сдатчик" в здравом уме и трезвой памяти не будет рассказывать "скупщику", где он урвал чужое золотишко или технику. А всяческие догадки доказательной силы не имеют. Хотя интересно - обычно невыкупленные из залога или приобретенные у граждан вещи ломбарды частенько выставляют на своей распродаже. Однако милиции еще не встречалось случая, когда к ним бы обратился ограбленный, встретивший на этой распродаже родную вещь. Хотя, по логике, такие случаи не могли не происходить. По мнению сотрудников уголовного розыска ГУВД области, это говорит лишь об одном: ломбарды четко отслеживают "ненадежные вещи" и в случае чего договариваются с их хозяином на месте. С золотом проблема решается еще проще: по сведениям работников правоохранительных органов, в Челябинске работают около двух десятков подпольных ювелиров, до неузнаваемости меняющих вид золотых изделий. После чего обновленные украшения продаются в тех же ломбардах.
История вопроса
История ломбардов в новой России началась в октябре 1995 года - с выходом в свет постановления федерального правительства о лицензировании этих объектов. Согласно ему за рассмотрение заявления о лицензировании берется три минимальных размера оплаты труда (МРОТ), а лицензионный сбор составляет 10 МРОТ. Лицензии выдаются сроком до трех лет. Об этих нюансах "Челябинскому рабочему" рассказали в центре лицензирования комитета экономики областной администрации.
Так как государство установило для ростовщиков отнюдь не запредельные ставки лицензионных сборов, те активно начали развивать свой бизнес. За пять лет на Южном Урале создано около 80 ломбардов. Причем большая их часть, примерно 65, приходится на областной центр.
Серьезных нарушений в работе ломбардов, за которые можно было бы аннулировать их лицензии, до сих пор не выявлялось. Самое суровое наказание, которое применяли к ростовщикам, - временное приостановление их работы. В этом году, например, один из челябинских ломбардов был временно за-крыт после жалобы одного из клиентов. Но как только ломбард урегулировал эту ситуацию, он тут же возобновил работу.
На сегодняшний день деятельность ростовщиков, помимо чиновников, контролируют вневедомственная охрана, пожарные и Уральский государственный пробирный центр (Екатеринбург) - в случае, если ломбарды принимают изделия из драгоценных металлов и камней.
Сергей КРАПИВИН
n В конце октября уголовным розыском УВД Челябинска проведена проверка 37 ломбардов города. Искали 136 "номерных" вещей, числящихся украденными. В ломбарде на улице Кирова (ООО "Янтарь") обнаружили спертый еще в 1997 году телевизор "Самсунг", в ломбарде от "ООО Александрит" на улице Свободы - стянутую из офиса одной из фирм оргтехнику.
Заместитель начальника ГУВД области полковник Владимир Майоров:
- Легкий сбыт краденого провоцирует кражи и грабежи. В этом отношении ломбарды для нас - большая головная боль. Если раньше подобных заведений было два на весь город и они "перекрывались" уголовным розыском, ОБХСС и участковыми, то теперь к каждому ломбарду милиционера не поставишь. Скупки практически никто не контролирует и не проводит там регулярных проверок. Они не "числятся" практически ни за кем, кроме налоговых служб.