23-11-02


Сила - в естественности

В челябинских кинотеатрах - новый фильм Александра Рогожкина "Кукушка"

"Я не снимаю кино сугубо русское, на уровне анекдотов про алкоголиков", - сказал недавно в одном интервью автор трех едва ли не самых метких российских киноисследований особенностей национальной охоты, рыбалки и политики режиссер Александр Рогожкин. И тут же подтвердил свои слова новым фильмом, уже получившим в этом году призы на XXIV Московском международном кинофестивале, Х кинофестивале "Окно в Европу" и бывшим одним из претендентов с российской стороны на премию "Оскар" (в итоге, правда, был выдвинут фильм Андрея Михалкова-Кончаловского "Дом дураков").

Питерская компания "СТВ" продюсера Сергея Сельянова выпустила в этом году военную драму режиссера и автора сценария Александра Рогожкина "Кукушка". Но здесь уже за "стопкой чая" с соленым огурцом никто не размышляет о пресловутом русском духе и не демонстрирует национальную удаль. "Кукушка" - фильм-загадка. Поиск простых ответов на сложные вопросы о том, что есть война и какова женская сила? Причем это и не скоморошья комедия, но и не очередной пессимистический рассказ о войне.

Театральность кинопространства. Анекдотичность ситуации, в которой главные герои трех национальностей пытаются найти общий язык. Визуальная фотографичность полутора часов экранного времени, где нет ни одного статичного кадра. Такова эта история о встрече русского капитана, финского смертника-снайпера и девушки-саамки в сентябре 1944 года, за несколько дней до выхода Финляндии из второй мировой войны. В Челябинске фильм "Кукушка" сейчас идет в "КиноМАКСе", а со следующей пятницы будет демонстрироваться в центре "Театр + Кино".

Война в этом фильме - лишь временная сюжетная условность. Действие "Кукушки" уже минуты с двадцатой и до конца картины сосредоточено только на скупом, но максимально естественном быте молодой овдовевшей саамки Анни, протекающем на фоне почти уральских горных пейзажей Заполярья, и ее взаимоотношениях с двумя мужчинами. Сумевший освободиться от оков финский снайпер Вейко и сбежавший из-под ареста капитан Советской Армии Иван находят в хуторе у Анни не просто надежную защиту и женскую ласку, но и познают жизненную истину.

Ее носительницей в фильме и стала саамская девушка, вынужденная из-за суровых природных условий Лапландии быть сильной и четко знать свою роль: заботиться о продолжении рода. Быть Кукушкой (так по-настоящему зовут Анни), но не бросающей своих "птенцов". Ее образ в фильме - как антитеза сущности любой войны, бескомпромиссно делящей людей на "своих" и "чужих".

Но серьезная проблематика "Кукушки" не делает фильм тяжелым и уж тем более нудным. Режиссер органично соединил в фильме комичные диалоги главных героев, едва ли не как у Тарковского масштабные и емкие северные пейзажи, сказочно-шаманский финал, яркую актерскую игру уже снимавшихся не раз у Рогожкина Виллэ Хаапасало (Вейко) и Виктора Бычкова (Иван/Пшелты), а также дебютную роль финской студентки Анни-Кристины Юссо (Анни/Кукушка). Маленькая, юркая, темноволосая Анни-Кристина, вторая Бьорк, вполне заслуженно получила в этом году на фестивале "Окно в Европу" приз за лучшую женскую роль.

Инга МЕЛЬНИКОВА