23-12-00


ЧЕЛИНДБАНК: стать с веком наравне

Накануне Нового года ведущие предприятия и банки подводят итоги уходящего года и строят планы на будущее. С просьбой рассказать, каким стал 2000 год для крупнейшего банка области АКБ "ЧЕЛИНДБАНК" и как планирует банк работать в XXI веке, мы обратились к его генеральному директору М.И. Братишкину.

- Какие события стали для ЧЕЛИНДБАНКА наиболее значимыми в уходящем году?

- 2000 год был богат на важные события. Прежде всего, в октябре мы отметили десятилетие банка. Приятной неожиданностью стало для нас то количество теплых слов и благодарностей, которое было высказано клиентами в адрес банка, его коллектива и руководства.

В феврале в банке прошло заседание расширенного совета Ассоциации региональных банков "Россия", посвященное вопросам банковского надзора. Впервые банковский форум такого масштаба проводился в Челябинске. На нем присутствовали представители Банка России, руководители агентства по реструктуризации кредитных организаций, более 30 руководителей банков из российских регионов.

В октябре я принял участие в заседании, которое проводил полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе П.М. Латышев. Встреча с ведущими предпринимателями Урала была посвящена выполнению задач, поставленных в послании президента Федеральному собранию. Обсуждение проблем было интересным и полезным.

В 2000 году ЧЕЛИНДБАНК был включен Банком России в экспериментальную группу банков, первыми переходящих на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. С 1994 года мы ежегодно составляем отчетность по международным стандартам и проходим процедуру международного аудита у ведущих аудиторских компаний мира - Прайс Уотерхаус и Артур Андерсен. Банк всегда уделял значительное внимание международным аспектам своей деятельности. Среди 15 российских банков мы аккредитованы в российских программах Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. В декабре 2000 года Эксимбанк США принял решение о сотрудничестве с нашим банком по финансированию внешнеторговых операций клиентов ЧЕЛИНДБАНКА.

Среди других событий можно отметить увеличение уставного фонда и собственного капитала банка.

- Как вы определяете роль банков в современной рыночной экономике?

- Как известно, название "банк" произошло от итальянского "банко" - стол, скамья, на которой генуэзские купцы раскладывали монеты для обмена. С тех пор прошло несколько веков, однако важнейшие функции банковской системы остаются прежними. Это, во-первых, обслуживание безналичного денежного обращения и, во-вторых, управление сбережениями.

Операции банков, связанные с выполнением этих функций, постоянно эволюционируют: безналичные расчеты, например, сегодня осуществляются с использованием микропроцессорной пластиковой карты, международные финансовые рынки невозможно представить без таких сложных финансовых инструментов, как фьючерсы и опционы. А ведь срочные финансовые инструменты не что иное, как механизмы управления риском вложений в различные финансовые активы.

Однако следует помнить, что сберегают люди и предприятия, а банки лишь накапливают сбережения и управляют ими. Неверное управление, чрезмерные инвестиции, кредитование без оглядки на ресурсную базу приводят к банкротству, то есть к неисполнению обязательств перед клиентами, потере сбережений.

В то же время без института банков невозможно обеспечить обмен сбережениями между населением и предприятиями, между отраслями экономики, наконец, между отдельными предприятиями. Банки обеспечивают необходимое для экономики распределение рисков между отраслями, распределение средств в различных временных промежутках, различных валютах. По меткому выражению одного из моих западных коллег, современная банковская деятельность - это принятие на себя рисков и затем умелое управление ими.

С этой точки зрения в развитии экономики России нельзя переоценить роль региональных банков. Только они независимо от экономической обстановки выступали реальными партнерами промышленных предприятий, осуществляли кредитование производства, работали с населением. Спекуляции на финансовых рынках никогда не были приоритетом для деятельности региональных банков. Распределенная система региональных банков сумела выстоять под напором августовского кризиса. И, наоборот, концентрация рисков в крупнейших олигархических банках привела к огромным негативным последствиям для экономики.

- Как связана работа банка с изменениями в российской экономике, как банк чувствует себя в условиях подъема промышленности?

- Безусловно, деятельность банка в огромной мере определяется экономической ситуацией, в которой он работает. Сама необходимость создания банка в 1991 году была вызвана коренными изменениями в системе хозяйствования. За десять лет работы банк, как я считаю, успешно справился со всеми трудностями и, конечно, воспользовался благоприятными экономическими условиями для расширения масштабов деятельности банка.

Время все расставляет по своим местам. В 1995-м прошли времена, когда банки росли как грибы, занимаясь спекуляциями с валютой, на рынке межбанковских кредитов. В августе 1998 года закончилась эпоха олигархов. Перестали в прежнем виде существовать крупнейшие столичные банки, у многих из них была отозвана лицензия. Но банковская система продолжала жить, опираясь на работу банков регионов.

Сегодня банковская система находится на новом этапе своего развития. Центральное место в экономике заняла промышленность. Банки все в большей степени становятся поставщиками финансовых услуг, а не локомотивами развития, как это было в инфляционно-пирамидальные времена. И это правильно. Возврат банковской системы к обслуживанию безналичных расчетов, кредитованию промышленного производства, населения можно только приветствовать, поскольку эти операции всегда были основой деятельности региональных банков и ЧЕЛИНДБАНКА.

Кредитные вложения ЧЕЛИНДБАНКА на 1 декабря 2000 года составляют около 1,3 млрд. рублей. За текущий год кредитный портфель увеличился более чем на 60 процентов. В целом активы банка за 2000 год выросли в полтора раза.

Однако мы понимаем, что на текущем этапе большие активы еще не свидетельствуют о высоком потенциале банка. Большое значение приобретают характер бизнеса банка, качество управления, способность предложить клиентам оптимальный набор услуг. До определенного этапа создание работающей инфраструктуры не выражается в росте активов, но потенциал развития копится довольно быстро. В то же время банки, чересчур увлекающиеся привлечением новых ресурсов, могут быстро растерять легко доставшиеся средства, поскольку не смогут предложить клиентам должный уровень сервиса.

- Как клиенты относятся к банку? Удовлетворены ли они уровнем обслуживания?

- Для изучения ситуации мы регулярно проводим опросы клиентов. Они показывают в основном высокую степень удовлетворенности обслуживанием в банке, высокое доверие к руководству банка. Качество обслуживания в банке оценивают как высокое более 85 процентов опрошенных.

ЧЕЛИНДБАНК постоянно внедряет в свою практику новые услуги и продукты, при этом не забывая о совершенствовании уже существующих. Нововведения обычно связывают с внедрением высоких технологий. Но жизнь показывает, что хорошие идеи и новые процессы могут возникать совершенно независимо от уровня технологий и информационной техники. Главное, чтобы нововведения отвечали потребностям рынка, были понятны и просты для клиента, отвечали его интересам.

В уходящем году банк внедрил в практику своей работы несколько новых услуг. Среди них можно выделить предоставление овердрафтных кредитов, новые виды вкладов и депозитов. Клиенты платежной системы "Золотая корона" могут получить удаленный доступ к своему счету из любого филиала банка. Банк работает над системой обслуживания клиентов в сети Интернет.

В прошлом году банк начал предоставление расчетно-кассовых услуг по специальным тарифным планам. В 2000 году эта схема показала свою жизнеспособность и получила дальнейшее развитие. Работа по специальным планам позволяет клиентам оптимизировать затраты на проведение платежей через наш банк.

Особое место в операциях ЧЕЛИНДБАНКА занимают международные расчеты. Первыми в области мы получили генеральную лицензию Банка России, которая дала право напрямую работать с зарубежными банками-партнерами. В июле 1992 года банк открыл первые счета в немецком Дрезденер банке, а сегодня мы сотрудничаем с 50 иностранными банками, проводим операции во всех ведущих валютах мира. Наши корреспонденты - крупнейшие банки США, Германии, Швейцарии, Великобритании, Австрии. Работа с зарубежными банками обязывает нас пользоваться самыми современными банковскими технологиями, поддерживать качество услуг на самом высоком уровне.

- Итак, основой для привлечения и удержания клиентов вы считаете высокое качество банковских услуг?

- Не только. Можно сказать, что качество необходимо. Но одного качества недостаточно. Главным для банка является надлежащее управление рисками банковской деятельности, проще говоря, надежность.

Надежность банка - чрезвычайно сложное понятие, которое определяется структурой собственников, клиентской базой банка, качеством менеджмента, экономической обстановкой в России и в Челябинской области. Управление рисками строится на продуманной политике диверсификации, то есть распределении рисков между различными областями деятельности. Причем этот принцип применим ко всем операциям банка - привлечению и размещению средств, получению доходов и совершению расходов, управлению капиталом.

Сегодня клиентами банка являются предприятия всех отраслей промышленности, расположенных в Челябинской области, находящиеся в государственной или частной собственности. Среди них химкомбинат "Маяк", Челябинский электрометаллургический комбинат, АО "Мечел", приборостроительный завод (г. Трехгорный), предприятия города Снежинска, Челябинский электролитный цинковый завод, Кыштымский медеэлектролитный завод, комбинат "Магнезит", Ашинский металлургический завод, Челябинское авиапредприятие, комбинат хлебопродуктов им. Григоровича, АО "Челябинскпиво" и многие другие предприятия Челябинской области. Банк в своей работе опирается практически на весь промышленный потенциал нашего региона, что в значительной мере определяет высокую степень надежности.

Кроме того, значительную часть обязательств банка составляют средства населения. По объемам вкладов мы входим в 30 ведущих банков России, а в Челябинской области по этому показателю уступаем только Сберегательному банку. За 2000 год объем вкладов увеличился в 1,6 раза.

Политики максимальной диверсификации мы придерживаемся и при размещении доверенных средств. Здесь главное - сохранность средств клиентов.

Постоянство, стабильность, предсказуемость и надежность - эти принципы стали краеугольным камнем деятельности нашего банка. Это - основа для привлечения новых клиентов и сохранения партнерских отношений с клиентами.

- На протяжении десяти лет банк возглавляет та же команда руководителей. Считаете ли вы это одним из факторов, обеспечивающих надежность банка?

- У меня нет в этом никаких сомнений. Сегодня это именно команда людей, которые создали банк, которые провели его через все потрясения последних лет.

В условиях сильнейшей конкуренции, непрерывно меняющейся экономической ситуации резко меняются требования к банкиру. Баланс банка ежедневно оценивается по рыночным параметрам, а клиенты становятся все более взыскательными. Развивающиеся финансовые рынки России отличаются агрессивным стилем работы. Только осознание этих суровых фактов и адекватные действия приводят к успеху.

Когда я формулирую для себя необходимые требования к современному банковскому менеджеру, руководителю, я прежде всего обращаюсь к опыту правления АКБ "ЧЕЛИНДБАНК", которым руковожу. Динамизм, способность к анализу и принятию верных решений, творческое мышление, созидательность, целостность - вот те качества, которые сегодня востребованы и которые, как я думаю, присутствуют в ЧЕЛИНДБАНКЕ.

Независимость и профессионализм руководства - требование, которое выдвигается сегодня международными стандартами банковской деятельности и является одной из важнейших составляющих надежности кредитного учреждения.

Как известно, способность учиться быстрее конкурента, быстрее реагировать на сложившуюся ситуацию - это единственное конкурентное преимущество. Я считаю, что нам этим преимуществом пользоваться удается.

- Как вы считаете, каким будет для банков области наступающий год?

- Питер Устинов сказал однажды: "С пророками лучше всего побеседовать спустя три года". Делать экономические прогнозы - дело неблагодарное, особенно в такой стране, как наша. Даже Центральный банк в представленных в Государственную Думу "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2001 год" не дал никаких внятных ориентиров по движению курса и процентных ставок.

По мнению аналитиков ЧЕЛИНДБАНКА, основной особенностью наступающего года станет замедление темпов роста денежной массы, которое проявится в меньшем притоке средств в банковскую систему. Темпы притока средств в банковскую систему в целом по России уменьшатся по сравнению с 2000 годом более чем в два раза. Продолжится тенденция к снижению процентных ставок, но этот процесс будет более медленным, чем в уходящем году. Обострится конкуренция между банками. В этих обстоятельствах будут проверены на прочность кредитные портфели и умение банков управлять ликвидностью. Банки, которые строили свою политику на притоке средств, обеспеченном макроэкономической ситуацией, и не уделяли значительного внимания качеству своих новых активов, ждут трудности.

Существенных изменений в банковской системе области мы не предполагаем. Все банки нашего региона заслуженно пользуются репутацией высокопрофессиональных финансовых учреждений. Вновь открывающимся филиалам московских банков, несмотря на громкое имя, предстоит определиться со стратегией деятельности в области.

- 1 января мы вступаем не только в новый год, но и в новый век. Как вы считаете, что следует предпринимать банку XXI века и от чего отказаться?

- Вы предлагаете заглянуть еще дальше? Пожалуй, это будет проще, поскольку в банковской сфере есть наработанный мировой опыт, известны мнения многих экспертов.

Банковская система продолжит выполнять свою главную функцию - управления рисками сбережений и будет развиваться под воздействием двух основных тенденций - глобализации и взрывного развития информационных технологий.

Как мне представляется, банк XXI века должен обладать высокой предпринимательской культурой знаний, устремлений и общего мировоззрения, четко осознавать цели своей деятельности. Банк должен найти свое место в основанном на информации мире нового тысячелетия.

Структура и процедуры деятельности банка должны следовать за стратегией развития. Структура банка должна отвечать требованиям рынка и индивидуальным особенностям отдельных видов деятельности. Проведение операций должно быть организовано таким образом, чтобы наглядно представлять затраты и доходы по отдельным сегментам, услугам, подразделениям.

Принимаемые решения должны быть максимально быстрыми, но контролируемыми. В то же время решения не должны приниматься в условиях цейтнота или по примеру конкурентов.

Важнейшим качеством станет умелое принятие риска при совершенствовании контрольных процедур. Выработка "культуры риска" становится важнейшей задачей банковского менеджмента.

Информационные технологии банка должны обеспечивать необходимую степень защиты информации и безопасного проведения операций.

В предоставлении услуг необходима политика стандартизации - экономически оправданной, разумной и удовлетворяющей требования клиента.

Банк XXI века, и особенно это актуально для российских банков, должен быть прозрачным для своих клиентов с точки зрения отчетности и проводимых операций. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета становится насущной задачей. Для себя ЧЕЛИНДБАНК эту задачу уже решил.

Таким, по моему мнению, должен стремиться стать современный банк. Конечно, не существует ни единого пути к успеху, ни единой прогрессивной стратегии. Значительный отпечаток на деятельность банка будут налагать внешние условия деятельности, экономическая политика правительства. Но следование изложенным принципам становится неизбежным для банка, стремящегося выживать и развиваться в наступающем веке.

- И в заключение традиционный вопрос: что бы вы хотели пожелать акционерам и клиентам ЧЕЛИНДБАНКА в наступающем году?

- Успехов в делах, благополучия и процветания, счастья и здоровья. И, конечно, продолжения сотрудничества с нашим банком, который останется надежным партнером для предприятий Челябинской области.

Андрей ПЕТРОВ