23-12-04
За плечами этой пары блестящие выступления на ледовых дорожках всего мира, слава, признание, авторитет - все, что только может пожелать себе любой человек. Большой спорт стал для них уже блистательным прошлым, хотя официально о своем уходе они не объявляли. Как складывается сегодняшняя жизнь звездной семьи конькобежцев - олимпийской чемпионки Светланы Бажановой и неоднократного призера чемпионатов России, Европы, вице-чемпиона мира 1999 года Вадима Саютина? Чтобы понять это, надо вернуться почти на 15 лет назад.
Роман
- Мы познакомились в 1990 году в сборной СССР. Прошло столько времени, а наш роман до сих пор длится, - улыбается Светлана Бажанова.
Нас пятеро на кухне, расположенной на втором этаже их трех-этажного дома. Мы - это ваш корреспондент, Вадим, Светлана, трехлетняя дочь Александра и младший - грудной Илья. За окном в подмосковных Ватутинках дождь, на столе изумительный яблочный пирог, испеченный хозяйкой к приезду гостя из Челябинска.
- Года через два после знакомства я уже решила узаконить наши отношения, - стараясь казаться серьезной, говорит Светлана.
- Это ты решила. А я тогда жениться еще и не собирался, - в тон ей отвечает Вадим.
- А кто из Алма-Аты прислал свататься в Челябинск своего отца? И он еще будет утверждать, что не собирался жениться! Между прочим, одного, сам побоялся приехать, - парирует олимпийская чемпионка.
- Я готовился, я человек серьезный.
Я слушаю их шуточную пикировку и вижу, что до сих пор они не потеряли той легкой влюбленности, которая отличает счастливые пары. Между тем фон для их романа складывался не самый благоприятный.
В 1992 году распался Советский Союз. Вадим, живший тогда в Алма-Ате, оказался в сборной Казахстана, а Светлана - в сборной России. Встречались они главным образом на международных соревнованиях. К тому же родители Светланы были против свадьбы - не потому, что им не нравился Вадим. Главным образом они опасались, что, выйдя замуж, их дочь расстанется со спортом.
- На Олимпиаде в Лиллехаммере у нас с Николаем Васильевичем Гудиным (тренер Бажановой. - Прим. авт.) состоялся серьезный разговор, - вспоминает Светлана. - Он был инициатором того, чтобы мы не жили и не тренировались вместе с Вадимом. И тогда я ему сказала: "Если у меня будет медаль, то я ни вас и никого другого слушать не буду - выйду замуж". В общем, у меня не было другого выхода - олимпийская медаль мне была нужна кровь из носу. Я думаю, и Николай Васильевич не будет отрицать, что это стало большим стимулом для меня.
На Олимпиаде в Лиллехаммере в 1994 году Светлана Бажанова выиграла звание олимпийской чемпионки. В августе 1994 года они поженились:
Дом
Сейчас уже не вспомнить, кто из них первый подал мысль о переезде в столицу. Да это, впрочем, и не важно. Важно то, что Вадим и Света решили построить свой дом. Этому в 1997 году предшествовал переход олимпийской чемпионки в ЦСК ВВС. Двумя годами ранее в армейский клуб, филиал которого находился в подмосковных Ватутинках, перебрался Вадим. Здесь же оборонное ведомство выделило титулованным конькобежцам участок земли под строительство коттеджа.
- Это сейчас поселок выглядит этаким уголком Европы в Подмосковье: чистенький, комфортабельный, уютный. Нашими соседями являются спортсмены с мировыми именами: Светлана Хоркина, Алексей Немов и другие. А когда в 1998-м мы заселялись, здесь ничего не было. Наш дом - голые стены да крыша, - вспоминает Вадим. - Ни воды, ни канализации, ни газа. Обустраивались сами. Отец мой приехал, помогал. Света на Олимпиаде в Нагано получила травму, летом не тренировалась - занималась стройкой, осенью газ проводила. Столько талантов в ней открылось!
- Обратили внимание на кафельную плитку на кухне? - вступает в разговор Светлана. - Это я ее выкладывала, между прочим, не имея никакой практики. Шторы мы сами шили с Вадимом. Когда я говорю об этом, никто не верит. Впору швейную мастерскую открывать, шить на заказ.
На строительство дома у них уходили все призовые. Зато теперь у Светланы и Вадима надежный тыл. Их дом - это больше, чем дом. Это и редакция, и офис, и детский сад, и гостеприимный очаг, где постоянно гостят многочисленные друзья и родственники из Челябинска. Сегодня их жизнь с ледовых дорожек переместилась в Ватутинки.
Светлана
Официально она из спорта не уходила. По крайней мере, не было ни торжественных проводов, ни прощальных речей, банкетов и слез расставания. Светлану сняли со ставки, с питания - буднично и просто. Осенью 2003 года она готовилась во второй раз стать матерью, ждала Илью и сказала себе: ну все, наверное, пора заканчивать.
Прощание ее с большим спортом вовсе не походило на отчаянный прыжок в холодную воду, как это бывает со многими спортсменами, переходящими в иную ипостась. Еще будучи действующей конькобежкой, Светлана пробовала себя в журналистике, к тому же защитила кандидатскую диссертацию в Уральской государственной академии физической культуры. К этому времени она уже была самодостаточным человеком, не зависящим от чьей-либо опеки.
Журнал
Идея издавать специализированный журнал, можно сказать, была коллективной - Вадима, Светланы и ее тренера Николая Гудина. Но как воплотить ее в жизнь? Помог случай. Однажды в гостях Вадим и Света встретили бывшую конькобежку Ирину Серову, которая работала в издательском доме "Индепендет-Медиа" и занималась издательством журналов "Космо", "Плейбой", "Домашний очаг", а также собственным проектом "Культ личности".
- Как только мы рассказали ей о своем замысле, Ира отреагировала моментально, - вспоминает Светлана. - "Давайте попробуем", - были ее слова. К этому времени ощущался настоящий информационный голод в том, что касается коньков. Печать, телевидение, радио если и освещали наш вид спорта, то только эпизодически. Мы решили восполнить этот пробел.
Первый номер журнала "Конькобежный спорт" вышел в ноябре 2000 года тиражом 2000 экземпляров. Презентация его состоялась в Челябинске на конькобежном стадионе "Спартак". Это был дебют Светланы в качестве редактора. Вот когда ей пригодились школьные навыки, полученные в специализированном классе с уклоном в русский язык и литературу.
- Конечно, первый номер "Конькобежного спорта" был не без недочетов, - вспоминает Светлана. - Но он сделал главное: восполнил тот информационный вакуум, который существовал после распада СССР и прекращения выхода советского специализированного конькобежного издания.
Редакция журнала располагалась (и располагается) в домашнем рабочем кабинете звездной пары. Здесь вынашиваются замыслы нового номера, планируются материалы, обсуждаются его оформление и подбор иллюстраций. У "Конькобежного спорта" как-то сразу сложился широкий круг авторов, чему в немалой степени способствовал авторитет редактора.
Параллельно с изданием "Конькобежного спорта" Светлана сотрудничала с рядом ведущих российских газет: во время зимних Олимпийских игр 2002 года писала для газеты "Россия", в "Советском спорте" вела рубрику "Конькобежный спорт от Светланы Бажановой", а также в течение года редактировала еще один журнал - "Формула здоровья". Однако наиболее полно ее творческий дар раскрылся на телевидении.
Уроки Эльвиры Шебеко
Дебют Светланы на ТВ состоялся во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Ей предложили комментировать конькобежную программу игр на НТВ+, который тогда выходил на 6-м общероссийском канале. Она согласилась, толком не зная, что из этого получится. Сказали: главное, не волнуйся. А она, между прочим, особо и не волновалась. Интуитивно чувствовала: должно получиться. И получилось!
- Для меня телевидение - это новая ступень после журнала и газет, - улыбаясь, признается Светлана. - Мне интересно встречаться с людьми "вживую", в прямом эфире, когда возможен экспромт. Мне нравится комментировать соревнования. Помимо того, что следишь за ходом состязаний впрямую, можно поделиться своими личными впечатлениями. Ты можешь быть искренней, ты можешь радоваться, смеяться и огорчаться вместе со зрителями. Именно возможность проявлять эмоции и привлекает меня на ТВ.
Однако телевидение беспощадно к недостаткам людей, камера лишь увеличивает их как увеличительное стекло. Вдруг выяснилось, что уральский акцент Светланы не соответствует теленормам. К тому же у нее с детства был небольшой дефект речи: она плохо выговаривала букву "р". Например, слово "природоведение" для нее всегда оставалось непреодолимым препятствием. Она поняла: чтобы стать настоящим профессионалом, надо шлифовать свою речь. И тогда Светлана стала брать уроки у известного диктора Эльвиры Алексеевны Шебеко.
...К вопросу о профессионализме. В нынешнем году Светлана комментировала чемпионаты мира и Европы на канале "Спорт", будучи на седьмом месяце беременной Ильей. За ней приезжала машина и увозила в студию на Шаболовке. Потом в роддоме удивлялись: Светлана, как можно на седьмом месяце летать в Голландию? Через неделю - быть в Японии. Оказывается, все следили за ее репортажами и ужасались, как это она не боялась летать на другой конец света.
- Но если честно, то пока я не определилась окончательно с телевидением, - признается олимпийская чемпионка. - Одно дело время от времени комментировать соревнования, другое дело - постоянная работа спортивным репортером. Однажды я делала сюжет о чемпионате России по велоспорту для НТВ. Три дня съемок, пять минут сюжет. Я тогда этим очень гордилась, но поняла, что это адский труд. Пока для меня как мамы двух детей больше подходит работа спортивного комментатора. Как будет дальше, я не знаю. К тому же я все-таки хочу завершить научный эксперимент, начатый еще в Челябинске, и написать докторскую диссертацию...
Вадим
Он так же, как и Светлана, официально не объявлял о завершении своей спортивной карьеры. Просто в прошлом сезоне перестал выступать на соревнованиях. Но если супруга ушла с ледовых дорожек в журналистику, то Вадим остался в конькобежном спорте. Правда, в иной ипостаси: ему предложили поработать начальником сборной команды России, говоря современным языком - менеджером. Организаторских способностей Вадиму не занимать. Еще будучи действующим конькобежцем, организовал в России несколько семинаров (один из них в Челябинске в 2000 году) известных голландских специалистов в области коньков. А самое главное, голландцы не взяли с организаторов ни копейки, хотя подобные семинары стоят в Европе не менее 10 тысяч долларов.
Кроме того, он человек нестандартных решений, способный принимать их в самый ответственный момент. Одна из таких ситуаций возникла в 1998 году, когда Вадим понял, что методика подготовки в сборной России ему абсолютно не подходит. И он принял неожиданное, на первый взгляд, решение: тренироваться с бельгийцем голландского происхождения Бертом Фелдкампом по голландской же методике. В Голландию ездил за свой счет. Риск был огромный. Если бы он неудачно выступил на ближайших международных соревнованиях, а это был чемпионат мира 1999 года, строптивого конькобежца вряд ли простили бы. На собственной карьере можно было бы ставить крест. Но Вадим блестяще доказал свою правоту: стал чемпионом мира на дистанции 5000