23-12-06
Лидия САДЧИКОВА
Челябинск
В прихожей служебной дачи губернатора первым нас встретил кот британской породы Гоша, а следом вышла хозяйка дома Ольга Ильинична. Тут же рассказала, как выхаживала этого холеного двухлетнего красавца. У кошки-матери пропало молоко, двое новорожденных котят погибли, и этот уже не подавал признаков жизни. Ольга Ильинична ночи не спала, кормила котенка из пипетки. Он вырос, стал совсем ручным. "Выходим с мужем гулять, - смеясь, рассказывает хозяйка, - а он, как собачонка, бежит за нами".
"Давно не виделись", - просто и душевно встретила она меня. Как всегда, улыбчивая, спокойная, гостеприимная. Знаю ее с конца семидесятых. Молодая журналистка, я частенько бывала в обкоме ВЛКСМ, а Ольга работала в бюро международного молодежного туризма "Спутник". С ее легкой руки я стала заядлым путешественником. Много лет прошло с тех пор. Сегодня для нас обеих любимая тема - внуки. Мы говорили в уютной столовой. Хозяйка угощала нас чаем и замечательными блинчиками. Мы даже подняли по бокалу шампанского за наступающий Новый год.
"Дома я не губернатор"
- Что и говорить, - начала Ольга Ильинична, - все трое внуков - наши любимцы. К ним относишься более осознанно. Ведь дети, чего лукавить, появляются иногда "не вовремя". Молодые родители еще ничего собой не представляют, не имеют педагогического опыта. Порой работа становится более приоритетной, чем дети. Старшая дочь, Наташа, когда я ей делаю замечания, шутя парирует: "Так ты же меня по телефону воспитывала!" Не до конца реализованные родительские чувства обычно перекладывают на внуков. Может, поэтому и считается, что их любишь больше, чем детей.
- И часто вы с ними общаетесь?
- Старшего, Даньку, мы с мужем иногда берем на охоту и на рыбалку. В выходные выезжаем со всеми тремя кататься на снегоходах. Просто гуляем по лесу. Они нас, пока маленькие, называют Петей и Олей. А подрастая, уже переходят на более "официальное" обращение: бабуля, дедуля. Семья у нас огромная, много родни с обеих сторон. Полина лет с четырех дотошно расспрашивала, кто кому кем приходится, кто такие бабушка и дедушка, двоюродные и троюродные братья. Теперь уже знает. Общаемся в основном в выходные, иногда какую-то часть отпуска вместе проводим. А по телефону - еже-дневно. Внуки ведь тоже люди занятые. Данилу некогда: у него, как вратаря юношеской команды "Трактор", постоянные тренировки, сборы. У Полины - то гимнастика, то фигурное катание. А маленький Андрюшка у нас будущий борец! Ему пока четыре года, но родители решили отдать парня в спортивную секцию. У детей свободного времени еще меньше. Наташа работает в администрации области, Юля - в компании "Энергосбыт". Зятья бизнесом занимаются.
- Вы довольны тем, как они живут?
- В их жизнь я не вмешиваюсь. Если изредка возникают неразрешимые проблемы, собираемся большим советом, пытаемся помочь, подсказать.
- Что это за большой совет?
- Есть еще и малый, когда мы с отцом вдвоем совещаемся. А на большой совет собирается вся семья. Каждый имеет право вы-сказаться.
- И кто руководит советом? Неужели и тут Петр Иванович?
- Конечно, он. Это же его затея. Когда дочки были маленькие, сначала это было что-то вроде шутки: "Сейчас мы с мамой посоветуемся, потом вынесем на большой совет". А теперь - семейная традиция.
- Нынче такой дух сплоченности в семьях, увы, исчезает.
- А мне кажется, нет. По крайней мере, в нашем окружении, в семьях моих близких я вижу именно такие отношения.
- Кстати, окружение как-то изменилось, когда Петр Иванович занял высокий пост?
- Конечно, изменилось, но вовсе не из-за этого. Не получается общаться, как это было в молодости. Времени не хватает. У поэтессы Вероники Тушновой есть стихи: "Пусть друзья простят меня за то, что повидаться с ними не спешу. Пусть друзья не проклинают почту, - это я им писем не пишу. Пусть не сетуют, что рвутся нити, - это я их ненароком рву. Милые, хорошие, простите, я в другой Галактике живу". Вот так получается. Но я своих друзей не растеряла. Есть школьная подруга, которая за мной перебралась из Башкирии в Челябинск еще в 70-е годы. Есть подруга по работе. Институтские подруги разъехались, но мы всегда рады встречам, даже редким.
- Друзья, случаем, не пользуются вашим положением жены губернатора? Велик ведь соблазн попросить о помощи!
- Все они самодостаточны. И к тому же корректны. Разве что денег могут перехватить по-дружески, не более того.
- И никто никогда не пытался "выйти" на Петра Ивановича через супругу?
- Бывали моменты. Я таким людям объясняю просто: дома у нас табу на производственные темы. Я слежу смолоду, чтобы мужа дома ничто и никто не тревожил. Поэтому всегда говорю просителям: "Извините, не могу помочь". Некоторые, конечно, обижаются.
- А дети?
- И у них были попытки "за-грузить" папу. Зятьям он раз и навсегда сказал: "Дома я не губернатор".
Первая леди своего мужа
- Работа вас с ним часто разлучает?
- А мы стараемся не разлучаться. Даже в его разъездах я нередко бываю с ним. Такой необходимости в принципе нет, просто ему нравится, что я рядом. Так было всегда. Допустим, Петр Иванович едет в Москву, а там вечером идет в театр. Возвращается, и я дотошно расспрашиваю о постановке. В следующий раз он обязательно берет меня с собой, и мы уже вместе идем на этот спектакль. Два раза в год бывают правительственные приемы. Президент ввел традицию собирать перед Новым годом губернаторов с женами. Это круг общения, в котором я многих знаю. Они же все соратники по работе, и я тоже чувствую себя соратницей. Особенно по отношению к представителям нашего федерального округа. Петр Михайлович Латышев тоже всегда присутствует и старается земляков поддержать. Я, разумеется, знакома и с ним, и с его с женой Валентиной Филипповной, а также с женой курганского губернатора Тамарой и многих других знаю.
- Зато в Челябинске вас нечасто увидишь рядом с мужем. Напрашивается вопрос: почему супруга губернатора всегда в тени?
- Что значит - "супруга губернатора"? Я - супруга своего мужа. У меня муж губернатор, у кого-то шофер. Какая разница! Придумают же: "первая леди..." Каждая женщина в душе должна себя чувствовать первой леди, тем более перед своим мужем. Когда Петр Иванович приглашает меня, я с ним иду на встречи, приемы. А если не приглашает, я понимаю: значит, не тот момент. Не требую к себе от общества повышенного внимания. У нас самая обычная семья, есть свои проблемы, печали. Те жены губернаторов, кого я знаю, ведут себя так же. Именно в тени! В том, что он стал губернатором, я считаю, моей заслуги нет. Это его достижение, чего же мне-то выпячиваться?
- Когда высокого уровня гости приезжают к вам домой, как вы их принимаете?
- Я не делю гостей по уровням. Ко всем проявляем одинаковое гостеприимство.
- А Петр Иванович хозяин радушный?
- Ты должна помнить по комсомолу! Он не изменился абсолютно. Такой же веселый в компании, каким был. Помогает стол накрыть, если чувствует, что я не справляюсь.
- А что он любит из еды?
- Он у меня непривередливый. Борщ любит, пироги, картошку жареную. Правда, внук Данила нас "просветил": "От картошки тупеют". Но мы все равно ее любим поесть.
- Сам Петр Иванович что-то может приготовить?
- Картошку в мундирах знатно варит, а это надо уметь. Еще любят с внуками "печенку", то бишь печеную картошку, в духовке готовить, а я вот не умею.
Актерский дар Суминых
- Известный факт, что вы и на охоте сопровождаете мужа.
- Я с этим его увлечением долго боролась. Он охотник с детства, ему эти навыки отец привил. Когда мы поженились, мало того, что я его с работы бесконечно ждала, так еще на охоте или рыбалке он пропадал по выходным. И опять я одна. В общем, восстала я. Ружья, доставшиеся ему от отца, раздарила. Он погневался да и смирился. Потихоньку отошел от охоты. Когда ко мне на родину в Стерлитамак приезжали, там, на реке Белой, душу отводил рыбалкой. А на Урале любимое место - озеро Кисегач, там удочку забрасывал. Но с возрастом я стала чувствовать: у мужчин должно быть мужское хобби. Тем более что у Пети к охоте тяга. Он как увидит ружье хорошее, так глаза у него гореть начинают. За мной так не ухаживал, ей-богу! В общем, начала спокойнее относиться и теперь даже разделяю его страсть. Сама не стреляю, я как бы наблюдатель. Могу "подзадорить", кричу: "Мазила!" - утки-то быстро летают.
- Петр Иванович любит водить автомобиль. А вы?
- Одно время я просила: "Купите мне маленькую "Оку", и я потихоньку буду ездить". Но мои мужчины за меня почему-то испугались. Муж сказал: "Если тебе куда-то нужно, вон у тебя два зятя, только скажи - отвезут".
- Чем Петр Иванович может вызвать ваше недовольство?
- Когда плохо ест. Скажем, приготовила я пельмени, а он говорит: "Я их сегодня уже ел на работе". Меня это возмущает. "Ну промолчал бы!" - сержусь я. Но шутя. Мы 38 лет вместе. Заботиться о нем - главное мое дело. Дети уже о своих детях заботятся. Так что один он у меня! Людмила Татьяничева писала: "И взлет души, и страх бессилья с полунамека понимаю..." Он только заходит, я сразу вижу его состояние. Если муж расстроен, стараюсь веселенькое рассказать про внуков, чтобы отвлечь. Чаще всего удается. Или что-нибудь вкусненькое приготовлю.
- С чего ваше утро начинается?
- С рассвета, как у всех. Я привыкла вставать в 5.30, а муж - в 6.30. Делаем получасовую зарядку. У нас есть дорожка, велосипед, тренажеры.
- Кто заводила?
- Петр Иванович. Он смолоду держит себя в форме. В доме всегда были гантели, эспандер, турник в дверном проеме. Пробежки не практикуем, но любим после ужина гулять, когда он пораньше приезжает. В выходные с внуками целый день на улице. С ребятней зимой с горки катаемся или на лыжах, летом в прятки и догонялки играем. Велосипед, ролики. Как Петр Иванович на коньках катался, все видели, когда они с Лидией Скобликовой открывали Ледовый дворец. Правда, пришлось ему тренироваться накануне, ведь детские навыки забылись уже. Я когда-то фигурным катанием занималась, но не решаюсь вставать на коньки.
- Петр Иванович из тех, кого называют публичными людьми. Всегда в гуще народа, под прицелом взглядов, фотообъективов, телекамер.
- Политик в принципе должен обладать актерским талантом. Надо уметь держаться на публике. Не каждый это может. С годами приходит такой опыт. Кстати, в семье Суминых актерское дарование почти у всех. Мать Пети, Наталья Васильевна, была прекрасным оратором, обладала хорошей литературной речью. Откуда это у сельчанки? Наверное, природный дар. Заслушаешься, как начнет рассказывать. Могла выступить на деревенских сходах или проводах в армию без всякой подготовки. Отец Петра работал председателем колхоза, понятно, что умел общаться с людьми. Сестра Александра Ивановна, царство ей небесное, бывало, до слез нас доводила: такой хохот стоял. Как начнет в лицах рассказывать что-то из своей жизни, сыграет перед нами целый спектакль. Петр Иванович тоже умеет пошутить и анекдоты рассказывать. В молодости, когда застолье, мог и цыгана, и японца изобразить. Возьмет и как бы по-японски песню споет, все удивляются. Сестры Галина Ивановна, Анна Ивановна, Татьяна Ивановна тоже актерским даром не обделены.
- С какой любовью вы о них всех рассказываете!
- Это же самые близкие люди. Пословица "Лучше деверя четыре, чем одна золовушка" ко мне не относится. У меня их пять, золовок-то, и ни о ком плохого слова не скажу.
"Мечтала стать летчицей"
- Многие губернаторские жены на работу не ходят.
- Я тоже могла бы не ходить. Но мне приятно ощущать себя востребованной. В силу обстоятельств я четыре раза меняла работу, и мне всегда везло на коллег. Последнее место - областное управление по налогам и сборам. Я впервые попала в среду финансистов. Для меня было открытием узнать, что это очень самоотверженные люди, влюбленные в свою профессию.
- А может, вам когда-то хотелось иметь другой род занятий?
- В детстве мечтала быть летчиком, походить на двоюродного брата. Но не довелось мне сесть за штурвал. Зато остальные мечты были реальные, поэтому сбылись согласно высказыванию Козьмы Пруткова: "Хочешь быть счастливым - будь им, хочешь быть богатым - умерь свои желания". Все в моей жизни нормально.
- Работая в бюро туризма "Спутник", вы иногда путешествовали. А сейчас?
- Да, я поездила, посмотрела мир. Меня больше всего привлекает экзотика. Индия привела в восторг. Необычная страна. И люди там особые, и природа. Бангладеш тоже понравился.
- А Петр Иванович за границу с удовольствием выезжает?
- В туристические поездки нечасто. Нам нравится отдыхать на Кисегаче. За тридцать лет только два раза отдыхали на юге и раза три за границей как туристы. А вот командировок много.
- Допустим, съездил Петр Иванович в цивилизованную страну. Не вздыхает после этого: "Когда же мы так жить начнем?"
- У него принцип: жить надо своим умом. У россиян потенциал ничуть не меньше. Может, финансов пока не хватает, а в принципе ни интеллектом, ни талантами не обделены. Россия такая страна: есть чем похвастаться. У Петра Ивановича интерес к за-границе проявляется с точки зрения позитивного опыта, развития экономических отношений.
- В Челябинскую область теперь часто приезжают иностранцы. У вашей семьи с кем-то из них сложились дружеские отношения?
- Дружба, я как-то прочла, - как церковные купола: требуют время от времени подзолоты. Чтобы дружить в общепринятом понимании, надо постоянно общаться, но так не получается.
"Она меня не отпускает"
- Хоть тема работы дома закрыта, вы, наверное, в курсе всех деловых событий мужа?
- Конечно, в курсе. Вспоминаю год дефолта. Петя пришел и отказался от ужина. "Я, - говорит, - еще ничего не понимаю, что происходит". Весь вечер промолчал. Он очень серьезно относится к работе, и любые проблемы переживает тяжело. Потом наглядно на примере области рассказал, за что опасался. Было много кредитов, область могла обанкротиться. Но судьба распорядилась иначе. Дефолт, наоборот, способствовал развитию кооперации и промышленности как в масштабах области, так и всей страны. Отечественные товары стали востребованы.
- В телесериале "Брежнев" супруга говорит: "Сколько, Леня, в США президентов сменилось, а ты все тянешь эту лямку".
- Насчет "лямки" я ему твердила еще в молодости, когда он был секретарем комитета комсомола. А мне хотелось чаще видеть его около себя. Мечтала пройтись, как все люди, под руку по улице. Мечта сбылась, когда он работал в "Выборе", но всего на год, а потом опять его закрутила работа. Что поделаешь: человек родился политиком. Голова у него от идей прямо кипит. Иногда ночью вскочит, да не раз. Идея пришла - ее быстренько надо записать. Смотрю, утром кладет бумаги с ночными записями в папку. В тишине, когда никто не отвлекает, приходят хорошие мысли. Мозги все время во включенном состоянии, без выходных. Такое большое хозяйство - целый регион! Но он сам выбрал эту дорогу. Знал, какой груз взвалил. И умеет рассчитывать силы.
Иногда звоню ему: "Ты скоро?" А он в ответ: "Она меня пока не отпускает". Работу любит! Но я лишний раз и не звоню. Ничего чрезвычайного, чтобы его отвлечь, слава Богу, не случалось. Давным-давно, еще в 70-х годах, мы переехали на северо-запад в новый дом. Я проводила мужа утром на работу. Наташа в садике, а Юле семь месяцев было. И вдруг у нее температура подскочила до 40 градусов. Горит вся, стонет. Телефона нет, и дом еще почти не заселен. До больницы далеко, транспорта рядом никакого. В общем, не доехать. Я в шоке: что делать? И вдруг Петя приезжает. Ему должны были вручать медаль, понадобилось переодеться. Он, конечно, дела бросил, по-мчался в больницу, привез врача. Та говорит: "Немедленно в больницу!" Помчались. Юлька сознание потеряла. Как назло, колесо у машины лопнуло. Мы ее в охапку и бегом до больницы. Откачали нашу дочурку. Если бы Петр на полчаса позже приехал, спасти не удалось бы. А в остальном Бог миловал. Что касается бытовых проблем, их я в состоянии решить. Если раковина протечет, слесаря найти не вопрос.
- Губернатору, понятно, не до раковины. А раньше как было?
- Он сам все делал, вплоть до мебели. Как-то сделал очень красивую стенку. Так что он мужик с руками и с головой. Мне повезло.
- Не секрет, что не все Петра Ивановича любят. Есть такие, кто вовсе не любит.
- И солнышко, как говорится, не всех греет. Он к этому подходит философски. У него своя тактика: работать надо со всеми. В политике нет ни друзей, ни врагов. Есть соратники и оппоненты. Хорошо, если сегодня они оппоненты, а завтра - уже соратники. Он к этому стремится.
- Платье у вас, Ольга Ильинична, красивое. Фирменное?
- Нет, я шью у портних всегда. С некоторыми дружу с молодости. Никогда не болела вещизмом и не разбираюсь в фирмах. Даже не интересуюсь ими. У нас внучка Полина в этом вопросе больше, чем я, сведуща.
- А кто заботится о гардеробе Петра Ивановича?
- Он шьет костюмы в "Пеплосе". Поддерживает отечественного производителя. Ткани иногда "Пеплос" предлагает, иногда я покупаю в Москве. Модником его не назовешь. Фасоны предпочитает классические. Любимые цвета, вот тут с ним спорить бесполезно, - синий, серый, коричневый и мокрого асфальта. Раньше, если куплю ткань на свой вкус в полоску, а ему не нравится, он скажет: "Подари кому-нибудь". Недавно все же согласился. Может, и вкус с возрастом изменился. Вообще-то он в этом плане консерватор. Если я решаю что-то резко менять, начинает волноваться и саркастически говорит: "Что-то ты размахалась! А меня ты не заменишь?" Я только смеюсь в ответ. Наша супружеская пара сложилась раз и навсегда. Это и есть самое большое счастье!