23-12-08
В корреспондентский пункт позвонил пожилой человек, назвавшийся Алексеем Степановичем. "В октябре, - рассказал он, - вы напечатали в своей газете интервью с главным врачом Южноуральска, который рассказал о локальной компьютерной сети в городской поликлинике. Вы сходите в регистратуру, где установили компьютеры. Убедитесь сами, что больным от этого лучше не стало".
По наивности я думал, что компьютеризация позволяет покончить с рутиной и ускорить рабочий процесс. А иначе для чего нужны эти дорогущие, но умные "железяки"? Не для сбора же пыли!
В регистратуре поликлиники Южноуральска перед каждой сотрудницей установлен компьютер. Увидев это, я невольно испытал чувство гордости: и в наш провинциальный город пришел технический прогресс! Насторожил лишь вид тоскливо стоявшей у окошек очереди.
А тут мне и самому пришлось обратиться за помощью к врачам. Пришел в регистратуру. Стою в очереди, жду, когда мне выдадут медицинскую карту и талон к специалисту. Наблюдаю через стекло за работой сотрудниц регистратуры. Удивляюсь и сравниваю с их же действиями, которые они производили год-два назад, когда на их рабочих местах еще не было компьютеров. Выводил из себя вид женщин, метавшихся от стеллажа к стеллажу в поисках медицинских карт. Потом они вручную что-то писали и, наконец, выдавали очереднику карту или талончик к врачу. Очередь у окошка тихо роптала: люди теряли время, трепали нервы, ведь здоровые-то в поликлинику не ходят.
Увы, пациенты недовольны работой регистратуры и сейчас. В этом нетрудно убедиться, наслушавшись в очереди сетований возмущенных горожан. Вопреки ожиданиям, процесс общения пациента с сотрудником регистратуры не сократился по времени, а увеличился. Оно и неудивительно: как и прежде, женщины без конца бегают от стеллажа к стеллажу, отыскивая медицинские карты посетителей. Потом что-то вводят в свои компьютеры, распечатывают на принтерах.
Большинству граждан не понять, в чем заключается преимущество компьютеризированной регистратуры, что получили от внедрения новшества медработники? Эти вопросы я адресовал заведующей поликлиникой Нине Петровне Голодновой. Она согласилась: да, регистраторы быстрее работать не стали, а на обслуживание посетителя теперь уходит больше времени.
- Вообще-то, - сказала Нина Петровна, - когда вводили компьютеризацию, не ставилось такой задачи - уменьшить очереди в регистратуре. Первым делом хотели разгрузить врачей, ведущих прием больных, от писанины. Чтобы они успевали принять больше пациентов. Компьютеризация - технология, пока не до конца освоенная нашими сотрудниками. Со временем мы откажемся от бумажного талона: в электронном виде он будет поступать прямо на компьютер лечащих врачей. Конечно, в этом случае пропускная способность регистратуры увеличится. С этой же целью готовимся открыть и дополнительное окно, где будем принимать льготников.
...Пройдя к полудню назначенную врачом процедуру, пришел в раздевалку. У закрытой на ключ двери толпились люди, два десятка человек. Одни громко возмущались, а самые нетерпеливые стучали в дверь.
- В регистратуре выстояли, у кабинета к врачу в очереди просидели, так теперь и у гардероба надо стоять! - громко ворчали немолодые женщины.
Да, не повезло: сдав пальто в раздевалку, не посмотрели на график работы гардеробщицы. Пришли в ее получасовой обеденный перерыв. Пришлось ждать: роботов-гардеробщиков, способных заменять людей во время обеденных перерывов, еще не придумали...
Федор КРАСНОВ