23-12-08
Никита КОРНЕЕВ
Челябинск
То, чего боялись поклонники иностранных автомобилей, все-таки произошло. Правительство РФ приняло решение об увеличении таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Постановление вступит в силу 11 января будущего года и сделает такие автомобили практически недоступными для народа. В минувшие выходные по всей России прошли автомобильные акции протеста. Челябинск - не исключение.
Пошлины выше стоимости иномарки
В первую очередь из-за нововведения пострадают машины эконом-класса - недорогие иномарки старше пяти лет. На многие пошлина теперь будет превышать стоимость самой машины. Возросли платежи и для автомобилей трех-пяти лет. Для таких авто с полуторалитровым мотором и выше "растаможка" увеличилась сразу на 70 процентов (для физических лиц) и составила порядка 30-40 процентов от цены автомобиля за границей.
Первыми на повышение таможенных пошлин отреагировали жители Дальнего Востока, где на иномарках японского производства ездят не только обычные люди, но и почти все краевое руководство. В Приморье прошел чуть ли не революционный митинг, его поддержали в других городах России, в том числе в Челябинске. Причем в столице Южного Урала акция протеста была нелегальной - организаторы не успели подать в городскую администрацию соответствующие документы.
Подрулить к памятнику удалось не всем
21 декабря в два часа дня на площадке перед памятником Курчатову собрались недовольные нововведением автомобилисты. Те, кто приехал заблаговременно, сумели беспрепятственно подрулить к памятнику. Те же, кто решил прибыть точно к назначенному часу, как корреспондент "Челябинского рабочего", столкнулись с проблемами. Дежурившие в районе студенческой поликлиники сотрудники ГИБДД сказали, что дальше ехать нельзя, и предложили оставить машину где-нибудь во дворе. Подойдя к парковке перед памятником, обнаружил не только приехавших выразить свое недовольство автолюбителей, но и сотрудников ГИБДД (их количество едва ли не превышало число митингующих), пару эвакуаторов, видимо, вызванных сюда стражами дорожного порядка на всякий случай. Пока автомобилисты ждали своих собратьев, гаишники не теряли времени даром. Один из милиционеров пытался доказать владельцу BMW X-5, что его машина тонирована не по ГОСТу, и предлагал пройти в патрульный автомобиль. Другим участникам акции удалось отбить коллегу.
К митингующим неожиданно подошел человек в красной куртке с надписью "Russia" на спине. Это был председатель Законодательного Собрания области Владимир Мякуш.
- Проезжал мимо, увидел большое скопление народа, сотрудников ГИБДД, решил подойти, узнать, в чем дело.
- Сколько можно искусственно поддерживать отечественный автопром, - спросил председатель регионального отделения общественной организации "Свобода выбора" Алексей Бруй. - Если и стоит оказывать ему помощь, то не ущемляя права автомобилистов.
- Но мы должны развивать отечественное производство, в том числе автомобилестроение, - ответил Владимир Мякуш.
- То, что происходит сейчас, - это поддержание, по сути, уже мертвого тела, - не согласился Алексей Бруй. - У людей должен быть выбор, а в данной ситуации мы придем к тому, что цены на отечественные авто вырастут в разы, при этом их качество не улучшится, а конкуренция со стороны иномарок попросту исчезнет ввиду их дороговизны.
- Я вас понимаю, сам езжу на старенькой "Тойоте Лэнд Крузер", - признается под общий смех председатель ЗСО.
После этой беседы Владимир Мякуш пригласил Алексея Бруя и еще нескольких инициаторов акции подготовить список конкретных предложений.
Захотели выразить гражданскую позицию
И тут один из особенно инициативных автолюбителей предлагает выразить свою гражданскую позицию более активно - проехать организованной колонной по проспекту Ленина до проходной ЧТЗ и обратно.
- Не думаю, что это стоит делать, - отвечает Алексей Бруй. - Так мы только создадим проблемы себе и другим автомобилистам, спровоцируем сотрудников ГИБДД.
Однако идея подана, и около сотни машин, преимущественно иномарок, устремляются на дорогу "выражать свою гражданскую позицию".
Проблемы начинаются почти сразу. Все крупные перекрестки тут же перекрывают сотрудники ГИБДД, машины едут в час по чайной ложке.
Путь до ЧТЗ занимает в общей сложности 40 минут, и это при том, что в выходной по Ленина можно проехать туда и обратно минут за 20. Дорога обратно оказывается более долгой. Сначала на пересечении проспекта Ленина и улицы Рождественской сотрудники ГИБДД отправляют все машины в сторону Ленинского района.
Серьезно поредевшая колонна добирается до улицы Горького. Здесь гаишники заставляют меня почему-то повернуть направо. По Ленина дальше ехать нельзя. Наконец, кое-как удается выбраться на "Меридиан". С него картина выглядит впечатляюще. Проспект Ленина в районе ЧТЗ стоит! Причем стоят не только протестующие, но и другие автомобилисты, а также общественный транспорт, автобусы и маршрутки.