23-12-08


Распознай натуру скорпиона

В Кыштыме высадился десант из лучших учителей России и регионов

Виктор МАРКОВ

Кыштым

Педагоги из нескольких областей России провели открытые уроки в средней школе N 1. А пять победителей и призеров конкурсов "Учитель года" из Челябинска, Магнитогорска, Ульяновска и Самары дали мастер-классы для своих коллег в переполненном до отказа дворце культуры "Победа".

Есть умные, а есть мудрые

В Кыштым приехали талантливые, изобретательные, удивительные, совсем не похожие друг на друга учителя: Галина Измайлова, Марс Вахидов, Екатерина Уба, Александр Машуков, Владислава Николаева и Наталья Брыкина. Каждый из них побеждал или становился призером ежегодных региональных и всероссийских педагогических конкурсов. У каждого из участников звездного десанта - не только авторские программы преподавания, но и безусловный творческий дар. А без него, как известно, истинная педагогика немыслима.

На сцене дворца культуры "Победа" при проведении мастер-классов все было как в школе: стояли рядком парты, перед ними доска, рядом экран диапроектора. Первый урок проводила лучший учитель Челябинской области Галина Измайлова, завоевавшая это звание в 2006 году. Она преподает русский язык и литературу в магнитогорской школе N 56. Хрупкая женщина, мать четверых детей, она пригласила к диалогу весь зрительный зал. Заставила своих коллег по-новому взглянуть на творчество писателей и философов.

- Есть люди умные, а есть мудрые. И кто знает, в чем между ними разница? - спросила у зала Галина Викторовна.

И выдержав паузу, сама же ответила: "Ум - это определенное количество знаний, а мудрость - умение применить их в своей жизни. Давайте встанем на путь мудрецов, найдем новые слова и сравнения, чтобы по-иному истолковать их высказывания!"

"Ученикам", сидевшим на сцене за партами, пришлось внимательно вчитываться в тексты слайдов, которые появлялись на экране. В основном это были высказывания царя Соломона. Надо было найти свой, современный взгляд на вечные ценности. И зачастую учителям в роли учеников это удавалось. Хотя были и трудности. Так, например, Галина Викторовна предложила коллегам оценить натуру черепахи, согласившейся перевезти скорпиона через реку, и ядовитого насекомого, в итоге ужалившего свою благодетельницу. В ответ на возмущенное "Как ты мог?!" скорпион ответил: "Твоя природа - помогать, а моя - жалить!"

Говорить на понятном языке

Многие (и автор этих строк в том числе) вспомнили свои школьные годы, своих учителей. Когда приходилось, не зная для чего, решать уравнения по химии и математике. Совершенно некстати на память пришел минутный эпизод из фильма "72 метра", где капитан подлодки в исполнении Андрея Краско доходчиво втолковывал грамматику и стилистику великого русского языка. После чего офицер, чуть не плача, готов был переписать весь текст: "Если бы мне так в школе объясняли:"

- Дети - самый отзывчивый на свете народ. Просто надо разговаривать с ними на понятном им языке, - начала учитель математики из Самары Наталья Брыкина. - А еще дети лучше многих взрослых, потому что они хотят расти, развиваться, быть завтра лучше, чем вчера. Кого-то, кто уже ничего не хочет, это раздражает. Лично я в детском оптимизме черпаю силы...

Уроки химии и русского языка объединил Марс Вахидов - прошлогодний победитель конкурса "Учитель года" из Челябинска. В качестве примера он привел реальный случай из жизни, когда к нему обратились за помощью его заблудившиеся в лесу ученики. Они просили помочь им развести костер, чтобы согреться. Вся связь осуществлялась посредством SMS-сообщений.

- Но ведь требовался не только совет, как из подручных вещей добыть пламя. Ребят еще нужно было ободрить, успокоить, - рассказывал Марс Нуриевич. - Поэтому химики будут предлагать свое решение проблемы, а языковеды - искать нужные слова.

Кстати, SMS-ки помогли бывшему ученику Вахидова, ныне 18-летнему студенту, и нескольким десятиклассникам выбраться с предгорий Северного Урала, куда они забрели в поисках приключений. Они ударились в панику после того как машина заглохла, а ни у кого из горе-путешественников не оказалось ни спичек, ни зажигалки. Но в результате SMS-переписки с учителем и огонь добыли (использовали марганцовку и вату из автоаптечки), и машину завели. Ту же химическую операцию, и вполне успешно, проделали на сцене педагоги в роли учеников.

После его урока мы встретились с Марсом Нуриевичем уже за кулисами. На вопрос, почему так мало среди учителей мужчин и виновата ли здесь малая оплата нелегкого труда, Вахидов ответил без колебаний:

- Деньги здесь - не главное. Просто мужчинам свойственна героизация профессий. Согласитесь, что быть, допустим, военным летчиком куда престижней, чем каждый день входить в класс. Но я выбрал профессию учителя, поскольку считаю ее не менее героической. Прекрасно, когда с подачи испытателя запускается в серию новый истребитель. Но разве менее прекрасно, когда благодаря учителю в самостоятельную жизнь выходит человек с отличными знаниями и умением применить их на практике?

- Образование, по сути, дело революционное. Но нужны ли радикальные преобразования и потрясения? - продолжал рассуждать Марс Вахидов. - Я провел урок в вашей школе и хочу сказать, что у вас прекрасные дети. Учителям надо быть достойными своих учеников, потому что они стремятся во всем нам подражать. Был я как-то в одной сельской школе на уроке математики у пожилой учительницы. У нее в классе - одни хулиганы, шестеро - на учете в милиции. Решил посочувствовать: мол, какие у вас такие-растакие дети. Как она поднялась: "А вы знаете, что сказал один такой-растакой? Он сказал: если бы не его старая учительница, он давно бы в тюрьме сидел!" Я моментально сдался. Она их любит, этих своих разбойников! А они ее просто боготворят. На уроках тишина стоит, они каждое ее слово ловят.

Работать над собой

Наши педагоги подчас любят сетовать на то, что время и пространство учителя ограничено школьными звонками и стенами кабинета. С подобными стереотипами мышления гости абсолютно не согласны. Они в очередной раз доказали себе и своим коллегам, что нет и не должно быть никаких ограничений.

- Немногие учителя пытаются донести до учеников творчество Иосифа Бродского. Этого нет в школьной программе, и это действительно тяжело. Необходима, прежде всего, работа над собой, - призывала собравшихся в зале учитель русского языка и литературы из Ульяновской области Екатерина Владимировна Уба. - К слову, когда Бродского спрашивали, над чем он работает, он всегда отвечал: "Над собой". И его поэзия требует определенной кропотливости. Он для нас непонятный, он для нас чужой, он из другого мира. Но, я на это надеюсь, каждый найдет в нем что-то свое. Я привезла в Кыштым моего Бродского. Люблю цитировать его фразу: "Литературу надо ценить за то, что она дает человеку возможность почувствовать себя в том времени, в котором он живет".

Родители мечтают, чтобы у их детей был хороший учитель. Какой? Многие считают, что он должен быть умным, умеющим заинтересовать предметом и вообще учебой, и обязательно - хорошим человеком. То есть любящим детей со всеми их недостатками - двойками и плохим поведением.

Елена Глазкова, учитель музыки школы N 10:

- Что касается уровня лучших учителей страны, то не скажу, что наши дети обделены - у нас педагоги не хуже. Просто надо быть смелее. И детям, и учителям.

Заключительный этап конкурса "Учитель года России-2008" проходил в Санкт-Петербурге. В северную столицу съезжались представители 77 республик, краев и областей Российской Федерации. Впервые в истории конкурсного движения 22 и 23 сентября была осуществлена прямая трансляция в сети Интернет состязаний за право обладания почетным званием "Учитель года России-2008". Педагогические работники всех регионов страны получили возможность увидеть мастер-классы 15 лучших учителей России, прослушать их лекции на тему "Семья и школа в век образования".