23-12-08
Куралай АНАСОВА
Магнитогорск
Геннадий Васильев родился и вырос в Кизильском районе. В Магнитогорске не один десяток лет проработал в системе образования. Вместе с единомышленниками в 1988 году Геннадий Александрович в числе первых в России организовал комитет по восстановлению памяти жертв сталинских репрессий. В него вошли тогда журналист Елена Карелина, преподаватель горного института Галина Турковская и Олег Карякин. Комитет просуществовал в городе сталеваров какое-то время, за которое энтузиастам удалось найти имена сотен и тысяч магнитогорцев и жителей юга области, пострадавших от политических репрессий.
- Затем последовали правительственные меры, которые позволили не просто реабилитировать репрессированных, вернув им доброе имя, но и дали возможность воспользоваться некоторыми материальными льготами как самим реабилитированным, так и их детям, - вспоминает Геннадий Александрович. - Годы пребывания в концлагерях засчитали в трудовой стаж, репрессированные получили льготы как ветераны тыла в годы Великой Отечественной войны. Тогда казалось, что задачу свою комитет выполнил. Мы обозначили проблему, добились реакции властей. Впервые сказали во весь голос о безвинно пострадавших.
Память - категория нравственная
Не зря говорят, что только время способно рассудить и расставить все по своим местам. К середине 90-х годов прошлого столетия у Васильева был собран личный архив, который содержал огромное количество фамилий и имен репрессированных горожан и селян. В 1995 году он издал Книгу памяти людей, подвергшихся политическим репрессиям в Кизильском районе. По свидетельству Васильева, подобное издание было первым в области.
- Сейчас я готовлю к изданию Книги памяти жертв политических репрессий, публикация которой приурочена к 80-летнему юбилею Магнитки, - говорит Геннадий Александрович. - В эти дни идет активный поиск тех, кто погиб в застенках, кто выжил в концлагерях и вернулся, их детей, которые признаны пострадавшими и реабилитированы. Нас интересует все, что сохранилось о человеке: воспоминания и фотографии, документы и письма. У наследников репрессированных, как правило, справки о реабилитации на руках, потому что они были в свое время заинтересованы в получении документов и льгот, связанных с этим. Но издание, к подготовке которого я пытаюсь привлечь самих близких жертв репрессий, ценно тем, что об этих людях можно будет прочитать, показать другим.
Однажды попутчиком Васильева в пригородной маршрутке оказался молодой мужчина. Пообщались, как водится, чтобы скоротать время. А на прощание Геннадий Александрович подарил попутчику книгу безвинно пострадавших в Кизильском районе. Спустя какое-то время в квартире Васильева раздался звонок. Оказывается, случайный попутчик два месяца искал его, чтобы просто поблагодарить: в книге он нашел фамилию и имя своего деда. До этого семья не знала, когда и где он погиб. Теперь этот день стал днем памяти безвинно погибшего главы семейства.
- В прессе много сведений о том, каким гонениям подвергались известные люди - политики, ученые и актеры, - продолжает Геннадий Александрович. - А кто вспомнит про простых крестьян? Например, про неграмотного пастуха, которого забрали ночью, и с тех пор семья ничего не знает о его судьбе? Мне представляется, что необходимо сейчас вспомнить всех поименно. Тем более, что город наш построен на костях тех, кого гнали сюда как раскулаченных. Сколько магнитогорцев родилось в спецпоселении! Да это же целое поколение горожан.
Сломанные судьбы, искореженные жизни
За последние 20 лет своей жизни Геннадий Александрович узнал немало страшных фактов, открыл неизвестные доселе страницы истории. Он до сих пор не может равнодушно слушать об искореженных человеческих судьбах. По его мнению, для тех, кого преследовали по линии Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) даже после освобождения, знакомство с системой не проходило даром.
Агния Ивановна Чечулина с трехлетним первенцем на руках и беременная вторым ребенком незадолго до родов предстала перед теми, кто только что забрал ее мужа. Карательной системе оказалось мало ее лишений: беременную женщину водворили в камеру. Там она сама приняла у себя роды, в качестве пеленок для новорожденной использовались тряпки, которые срывали с себя сокамерницы. Но все эти страдания не сломили волю несчастной женщины. Не оправившуюся после родов Агнию Ивановну с двумя детьми зимой вывезли в степь и бросили умирать. Женщина сумела дойти до города, но малышки вскоре умерли. Много раз она пыталась начать жизнь сначала, выходила замуж, но стать матерью она уже не смогла.
В одном из поселков Кизильского района жила вдова Алексея Рыбакова. Вместе с мужем она воспитывала семерых детей. Когда кормильца забрали, работы в колхозе для детей и жены врага народа не нашлось. Их ждала голодная смерть. Мать семейства собирала колоски на убранном поле. Вскоре ее арестовали за кражу колхозного имущества - жалких остатков на сжатой меже. Вместе с сотнями таких же несчастных угнали в Белоруссию, на строительство военного аэродрома. Когда грянула война, осужденных никто не охранял, их просто разогнали. Мария вернулась в Кизильский район пешком из Белоруссии. В родном доме ее ждали только трое из семерых детей. Остальные умерли.
Таких страшных и трагических историй - целая книга.
- Для меня важно, чтобы люди поняли: репрессии могут быть разными, - говорит Геннадий Васильев. - Страшно, когда людей забирали среди ночи, расстреливали по абсурдным вымышленным доносам, ссылали в лагеря. Но еще ужаснее, когда ограничивали человека в возможности свободно мыслить и говорить. Люди должны были противостоять и тому, и другому. Жертвы тех лет - урок для нас, живущих сегодня.
Вернем долги
Жители Магнитогорска, Агаповского, Брединского, Варненского, Верхнеуральского, Кизильского, Нагайбакского и Чесменского районов каждую среду с 16 до 20 часов, а в другие дни недели - после 21 часа имеют возможность сверить сведения о своих родственниках и друзьях с подготовленной базой данных о жертвах политических репрессий 30-50-х годов ХХ века по телефону 8 (3519) 28-58-84. Имеющиеся в вашем распоряжении сведения - фотографии, год рождения, где и кем работал, когда арестован, справку о реабилитации, воспоминания родных и близких можно отправить по электронной почте на адрес [email protected].