23-12-99


Подкованная леди,

или о том, как стать богатым честно

Эта программа "Я сама" вызвала у меня особый интерес. Героиня - наша землячка, преуспевающий предприниматель. Как убедительно говорила она о необходимости противостоять негативным обстоятельствам, использовать свой шанс. А что стоит за ее бизнесом, насколько он честный, задалась я тогда вопросом. Речь идет о предприятии "Металлавиапром", которое параллельно работает в двух направлениях: конно-спортивный вид деятельности и утилизация вооружения и военной техники. Не правда ли, необычный альянс? Но обо всем по порядку. Сегодня в гостях у редакции директор этого предприятия Татьяна КАДОЧНИКОВА. А разговор наш о малом и среднем бизнесе.

- Мы говорим - успешный предприниматель, подразумеваем - много денег. Это действительно так?

- Денег много не бывает. Деньги в обороте - одно, а то, что ты тратишь на себя, - совсем другое. На первое, кстати, почему-то никогда денег не жалко, когда встаешь на предпринимательский путь, как не жалко и огромных усилий. А на второе... Я очень скопидомная. Звонит недавно приятельница. Она преподаватель в университете. Поехали, говорит, во Францию. Я отказываюсь, а она недоумевает: "Таня, я третий год езжу за границу. Так кто из нас "новый русский", я не понимаю".

- Что же тогда главный показатель успешности, по-вашему?

- Думаю, это само дело, которое ты создаешь своими руками и которое набирает обороты.

- Но если я не ошибаюсь, ваше предприятие прежде называлось иначе - "Экзотика"...

- Действительно, создавая предприятие, о чем мы только не мечтали! Но жизнь внесла свои коррективы. Из экзотики осталась лишь услуга, связанная с нашей конной деятельностью. Это и обучение, и участие в праздниках. А денежная, доходная часть - это работа непосредственно с металлами. В определенном смысле мы заняли свободную нишу и развиваемся. Мы работаем с Министерством обороны в рамках конверсионных программ. Нашему малому предприятию отдают те объемы, которые невыгодны крупным промышленным переработчикам. Предприятие оперативно и мобильно. Мы берем технику в труднодоступных отдаленных районах и по своим наработанным технологиям ее утилизуем.

- Такое необычное сочетание направлений работы связано с неординарностью вашего мышления?

Лошади в моем деле живут вопреки рациональности. А полипрофильные фирмы - это страховка от крутых виражей экономической политики родного государства. Предпринимателя приучили жить в ожидании нападения: то пошлинами давят, то налогами, то постановлениями. От чего-то приходится отказываться, что-то активно осваивать. Но ничего: за одного битого двух небитых дают.

- А может быть, все проще? Хапать, так уж из нескольких источников сразу...

- Вы действительно считаете, что бизнесмены только набивают себе карманы? Типичное обывательское заблуждение. Во-первых, бизнесмен уже тем полезен государству, что помогает жить в это жуткое время своим родным и близким: родителям, детям. Эти люди уже не просят денег и пособий у власти. Во-вторых, для нормального предпринимателя важно, чтобы его деятельность была не только доходной, но и социально значимой и одобряемой. Для меня - это лошади, я не мыслю себя без них. Это не просто моя любовь. Для души я могу в идеальных условиях содержать и одну лошадь. Конный клуб - это штат работников, помещение, куча проблем. Но когда я вижу ту нежность и заботу, которые дети проявляют к нашим питомцам, я понимаю, что затраченные усилия окупаются сторицей. Я давно заметила: лошади привносят в наш мир красоту отношений и гармонию. Так что отказываться от них я не могу и не буду.

- Скептики утверждают, что у нашей экономики нет будущего. Надеюсь, вы не скептик?

- Я убеждена, что будущее экономики нашей страны за мелким и средним бизнесом. Ведь сейчас во многих развитых странах от 40 до 60 процентов внутреннего валового продукта выпускают именно мелкие и средние предприятия. 99 процентов процветающей американской экономики - это опять же предприятия, на которых работает до десяти человек. Это очень эффективная область экономики, хотя бы потому, что она не требует больших бюджетных вложений и ассигнований. Кроме того, малый и средний бизнес очень подвижен, динамичен и дает мгновенный результат. Чтобы построить завод, нужно пять лет. Еще пять лет будет окупаться кредит. А чтобы малый бизнес освоил какую-то нишу, порой достаточно и пяти дней. Так что именно эти направления нужно развивать в первую очередь.

- Между тем отношение у нас в стране к богатым людям, прямо скажем, хорошим не назовешь...

- Это правда. В России никогда не любили богатых. Это еще православная традиция. Грех сребролюбия упомянут в Евангелии. Иная позиция в мусульманстве: чем богаче человек, тем он уважаемее. А американцы и вовсе говорят: "Если ты такой умный, почему такой бедный?" Уравнительная психология у нас в крови. Только человек начинает "подниматься", его сразу "срубают". В особенности, если он не принадлежит ни к какой финансово-промышленной группе.

- Вас "срубали"?

- Я еще никогда не поднималась до "критической" отметки. Но мои наблюдения позволяют утверждать, что именно так и происходит. Правда, почему-то забывают при этом, что предприниматель всегда работодатель. За счет него очень многие обеспечивают себе жизнь. И это нормально. Я, например, рада, что человек, который работает на предприятии, имеет возможность купить квартиру. И потом, предприниматели - это обычные люди. Вспомните, сколько критиковали и продолжают критиковать "челноков". Но ведь на 60 процентов это учителя, врачи, инженеры, которые вынуждены были пойти на рынок, чтобы жить достойно и уважать себя. Это очень тяжелый труд. Я убеждена, что предприниматель заслуживает уважения не в меньшей степени, чем представитель любой другой профессии. На всероссийском съезде предпринимателей прозвучало даже предложение ввести новый праздник - День предпринимателя. А в тех областях, где его уже отмечают (например, в Томске), праздник превратился, по сути, в День благотворительности.

- Рискну предположить, что именно уважения вам не хватало на первых порах, когда организовывалось предприятие. Очевидно, многие просто не воспринимали всерьез маленькую хрупкую женщину?

- Разве в нашем обществе могли тогда уважать человека, стремящегося стать собственником и зарабатывать деньги? Прошлое же в расчет не принималось. Круглая отличница, ленинский стипендиат в вузе, два высших образования, преподаватель философии... Все это не имело значения в новой социальной среде, которую я осваивала с нуля. Начинать в бизнесе всегда трудно, особенно женщине. Она компромисснее, порядочнее. Ее изначально очень волнует репутация. Вообще бизнес - вещь жесткая. Постоянная конкурентная борьба, да и среда сама по себе достаточно агрессивная. Воруются идеи, деньги, все, что угодно. А при этом еще и государственная машина никак не хочет повернуться лицом к предпринимателю. Но ведь чтобы твое дело становилось солиднее, необходима заинтересованность власти. Интерес, правда, бывает разный. Самое пошлое и циничное - это если ты власть "кормишь". Тогда тебе будут предоставлять бюджетные кредиты, какие-то гарантированные социальные заказы. Все это есть, к сожалению, в нашей жизни, причем на всех уровнях. И второй вариант - когда чиновником движет здравый смысл и он смотрит на проблему шире, с гражданских позиций. Но вторых чиновников, к несчастью, намного меньше.

- Как вы относитесь к утверждению, что деньги не пахнут?

- Как к народной мудрости. А если серьезно, сегодня в бизнесе заработок самый честный. Желание обогащения заставляет политика лоббировать чьи-то интересы, принимать законы, носящие бесчеловечный, иногда даже антинародный характер. Чиновник зарабатывает деньги на поборах и защите интересов сателлитных фирм. А предприниматель свой капитал зарабатывает работоспособностью, самоотдачей, лишением себя многих радостей спокойной жизни. Поэтому предпринимательский бизнес сегодня - самый честный способ стать богатым. И он демократичен, потому что открыт для каждого.

- Но ведь есть предприниматели, которые свой капитал заработали на воровстве у государства?

- Это не предприниматели, а мошенники, страдающие, как правило, несварением желудка. Кусок отхватили, а переварить не могут - таланта не хватает. Такие люди редко становятся эффективными собственниками. Они воруют, потому что они больше не способны ни на что. Их время уходит.

- И последний вопрос, Татьяна Георгиевна. Человек вы в городе известный. Газетчики прилепили вам ярлык "сильная женщина". Иная представительница прекрасного пола на это бы обиделась...

- Почему сильный человек - это хорошо, а сильная женщина - плохо? Но если сильная женщина еще и мудрая, то в общении с любимым мужчиной она будет слабой.

- И вы не хотели бы ничего добавить к этой характеристике?

- Я бы хотела быть сильной и женственной... Больше не нужно ничего.

Вместо

послесловия

Специалисты подсчитали, что проявить себя на предпринимательском поприще может только от трех до восьми процентов населения. Какие же качества нужны для этого? Американские психологи пришли к выводу, что у предпринимателя очень остро развито чувство новаторства. Он может быть агрессивным в конкурентной борьбе. Он властолюбив, работоспособен и очень ответствен.

Что ж, к этим характеристикам осталось только добавить слова "само обаяние" и получится завершенный психологический портрет героини этого интервью.

Марина ТИМОФЕЕВА.