23-12-99
Многим магнитогорцам известна и привычна красно-сине-белая эмблема Гильдии честного бизнеса. Казалось бы, архаичное, устаревшее понятие "гильдия" и будущее - какая связь? На наш взгляд, прямая и естественная. Почему - читатель поймет из материала нашего магнитогорского корреспондента.
Немного истории, сначала отдаленной.
Слово "гильдия" по происхождению немецкое и означает "союз", "объединение". Возникло оно в средние века с развитием мировой торговли. В XVIII-XIX веках слово перекочевало через границы Российской империи и разделилось для обозначения купечества от их состояния на три большие группы. Купечество самой богатой - 1-й гильдии - сыграло огромную роль в судьбе нашего Отечества. В 1812 году для борьбы с нашествием Наполеона купцы на свои деньги создавали полки народного ополчения, обеспечивая их пушками, ружьями и другими огневыми средствами.
Во второй половине XIX и начале XX века в полной мере неоценимым явился вклад торгово-промышленного купечества в развитие России. Не случайно в народной памяти до сих пор сохранились фамилии крупнейших представителей нашего купечества - Морозовых, Рябушинских, Мамонтовых, Бахрушиных, Третьяковых. У нас на Урале в соседнем Троицке с благодарностью вспоминают купцов Яушевых, в Верхнеуральске - Гогина, в нашей Старой Магнитке, бывшей станице, - купца Починского. Всех не перечтешь, но нам есть что помнить и что возрождать.
Сама идея создания гильдии пришла в Россию из США. В начале 20-х годов крупные бизнесмены при поддержке президента организовали движение Better Business Bureau (Бюро безупречного бизнеса). В настоящий момент оно получило широкое распространение. В начале 90-х им заинтересовались в крупных российских городах, а в Магнитогорске оно появилось в 1997 году.
А сейчас история современная и еще продолжающаяся.
Гильдия честного бизнеса была организована в Магнитогорске более двух лет назад и является структурным подразделением Объединения защиты прав потребителей города. Ее цель - реализация эффективных механизмов взаимодействия предпринимателей и потребителей, включая посредничество в урегулировании разногласий между ними. Это новая для города и области структура, клубная форма, в которой продавец и потребитель выступают как единое целое, как люди, заинтересованные в бесконфликтности взаимодействия. Предприниматели готовы работать честно, но не всегда знают, как это сделать. Дело в том, что продавцы зачастую идут на обман и нарушают правила торговли не умышленно, а по причине элементарного незнания современного законодательства. Многие просто не успевают за ним следить, поскольку новые постановления выходят чуть ли не каждый день. Да и приходят сегодня в торговлю нередко те, кто плохо представляет себе все нюансы этого дела. Юристы гильдии, специалисты контролирующих органов оказывают правовую поддержку. В таких случаях обмана потребитель не "обивает" пороги кабинетов, не пишет жалобы - его проблемы оперативно решаются в рамках Гильдии честного бизнеса.
На данный момент идею гильдии поддержали 97 предприятий различной формы собственности. Участие в ее деятельности является добровольным и на сегодняшний момент пользуется заслуженной популярностью среди магнитогорских предпринимателей. Более того, участие в гильдии, обладание правом размещения фирменного знака гильдии на торговой марке предприятия стало уже делом престижа в хорошем смысле этого слова.
P.S. А совсем недавно список магнитогорских СМИ пополнился новым, уже полюбившимся предпринимателям изданием с кратким, но емким названием "Гильдия".
Светлана ГУРЬЯНОВА.