24-01-07


Суровый стиль Ивана Кучмы

Памяти челябинского мастера-живописца

Весть эта опечалит многих почитателей изобразительного искусства, а также всех знавших лично этого человека. Ушел из жизни художник-живописец Иван Афанасьевич Кучма, принадлежавший к числу ведущих мастеров кисти челябинской областной организации профессиональных художников.

Он родился 21 сентября 1930 года в селе Мирошкино Ташлинского района Оренбургской области. Профессиональное становление прошло в Саратовском художественном училище, которое он окончил в 1957 году. В Челябинске Иван Кучма стал работать с середины 60-х годов прошлого века, быстро войдя в число ведущих мастеров живописи. Творческое "досье" художника заполнено участием в выставках самого широкого ранга: всесоюзных, республиканских, зональных "Урал социалистический", не говоря уже об областных. Произведения мастера видели ценители искусства Москвы, Магнитогорска, Волгограда, Свердловска, Ворошиловграда, Уфы, Куйбышева (Самары).

Принадлежа к школе мастеров реалистического искусства, Иван Кучма как живописец имел свою ярко выраженную манеру письма, колористическую гамму, жанровое пристрастие. Произведения его по художественному строю были ассоциативны и символичны. В течение всей жизни он работал преимущественно в двух жанрах: пейзажа и натюрморта. К портрету обращался редко (известны несколько его автопортретов).

По пейзажным работам можно заметить, что его никогда не привлекала буквально-скрупулезная передача видимого, протокольность. Он чувствовал в первую очередь обстановку, атмосферу происходящего или ожидаемого события, и эти черты улавливаются зрителями его холстов ("Перед страдой", "Целинные земли. Начало", "Распаханные поля"). Пейзажные произведения его создавались не только на основе натурных наблюдений ("Совхоз Ларино", "Доменный цех Магнитки", "Горный Урал", "Дождливое лето в Чебаркуле", "После грозы"), но часто рождались и по воображению как интерпретации любимых произведений А. Пушкина ("Пейзаж с Татьяной Лариной", "Летний сад", "Дуб в Михайловском"), И. Тургенева ("Бежин луг"), Н. Рубцова ("Взбегу на холм и упаду в траву:").

Красота и многоцветье окружающего мира заявляют о себе в натюрмортах художника. В большом числе произведений этого жанра символом главного богатства жизни, венцом трудовой деятельности человека воспевается хлеб ("Черный хлеб", "Хлеб и вино", "Белый хлеб", "О хлебе"). Широкую известность приобрели натюрморты Кучмы "Посвящение военным музыкантам", "Суровое время", "Натюрморт с лозунгом", "Ветеранам", отражающие тему Великой Отечественной войны. Они прошли по экспозициям республиканских, всесоюзных, зональных и областных выставок, глубоко отражая мысль о небывалой сплоченности и стойкости народа в период выпавших ему тяжелейших испытаний. Они воплощены в манере так называемого "сурового стиля": здесь очевидны некоторая жесткость подачи изобразительных элементов, графичность, контрастность соседствующих холодных и теплых тонов, чрезвычайно продуманный отбор предметов в формате полотна.

Своеобразна "технология" работы мастера: он не любит блестящих лакированных поверхностей, "плывучести" контуров, часто в качестве основы предпочитает работать на крупнозернистом холсте, даже если размер произведения невелик. Кладет пастозные, весомые мазки и достигает, особенно в натюрмортах, отчетливо выраженной материальности. Очень красивы написанные им хлебы, стеклянная посуда, бумага, дерево ("Фолианты", "Монтажные пояса", "Старая паяльная лампа", "Ступы", "Скрипка"). Трудно перечислить все произведения этого жанра, в которых художник любуется дарами уральских лесов и нив ("В мастерской. Купавки", "Лесные травы", "Осенний натюрморт", "Натюрморт с грибами"). Эпически величественный простор уральских пейзажей во все времена года трактуется мастером в холодновато-цветистой гамме ("Лето на озере Еловом", "Турбаза на Чебаркуле", "Зимнее утро", "Гроза уходит"). Особый цикл составляют пейзажные полотна, в которых Иван Кучма славит землю-кормилицу и благодатный труд на ней человека ("Зябь", "Распаханные поля", "Поднятая целина", "Пары"). В некоторых произведениях живописца главным образным "ходом" становится иносказательность. Например, его картина "Песня о трактористе", будучи представлена на одной из персональных выставок, вводила "в заблуждение" немалое число посетителей. Они не могли найти в полотне фигуры тракториста, ибо только в глубине за стволами березок виднелись маленький ярко-оранжевый трактор и группа идущих по полю людей: Работа не написана художником в ключе буквального восприятия. Она аллегорична: живописец хотел сказать, как радостен приход весны, какие вдохновляющие чувства пробуждает она.

Обращался Иван Кучма не только к "чистым" пейзажным мотивам, но и к городским видам, к дышащим вулканической скрытой мощью индустриальным панорамам, к изображению строек, где переплетается всевозможная геометрия механизмов и объемов ("Северо-Запад строится", "Строительство плотины", "Доменный цех Магнитки"). Часто такие полотна предельно укрупнены в формате.

Современник своей жесткой идеологичной эпохи, Иван Кучма обращался и к тематике, выражавшей историю Советской страны. У него есть полотно "Песня былых походов" - это как бы реминисценция знаменитой песни "По долинам и по взгорьям". Дух картины пронизан романтикой и героизацией. Силуэты красных конников "читаются" на фоне широкого водного простора и всполохов заречных костров.

Нужно сказать об общественной деятельности художника. Он много помогал тем начинающим коллегам по живописному цеху в городе и в области, которые стремились расти и участвовать в выставках. Иван Афанасьевич избирался председателем живописной секции и членом правления областной художнической организации. За заслуги в своей профессиональной деятельности избирался членом военно-шефской комиссии и комиссии по живописи правления Союза художников России, был делегатом V и VI съездов художников РСФСР и VII съезда художников СССР. Художник провел несколько своих персональных выставок в Челябинской области (в селах Уйское и Ларино, 1975; в Миассе, 1976 и 1977; в Златоусте и Кыштыме), четыре выставки в Челябинске (на выставках 1981 и 1991 годов экспонировал по 250 произведений). В так называемую "Неделю изобразительного искусства", проводившуюся в РСФСР в апрельские дни, всегда участвовал в организации мобильных выставок по школам и училищам города. Участвовал в днях открытых дверей, когда мастерские художников были открыты для рабочих заводов Челябинска, для учащихся и студентов, интересующихся изоискусством.

Произведения мастера находятся в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, Магнитогорской картинной галерее, в Челябинской областной картинной галерее, в краеведческом музее города Троицка, являются собственностью Министерства культуры России, приобретены в частные коллекции.

В последние годы положение художника стало крайне сложно и нерадостно. Преследовала тяжелая болезнь, он пережил инсульты. Естественно, полноценно работать ему уже было не дано. Это совпало с периодом, когда от государства к деятелям искусства перестали поступать даже мизерные социальные заказы: С учетом того, что деятельность Ивана Афанасьевича Кучмы в свое время олицетворяла высшие достижения и славу искусства Южного Урала на выставках России, есть смысл обратиться к Министерству культуры и администрации Челябинской области с вопросом о возможности приобретения хотя бы нескольких произведений ушедшего от нас мастера в областную картинную галерею.

Все знавшие Ивана Афанасьевича Кучму говорят ему: спасибо за все сделанное, прощай и долгой тебе памяти!

Олег КУДЗОЕВ, искусствовед