24-04-09


Эксперимент удался

Театры-тезки Челябинска и Екатеринбурга обменялись спектаклями

"Наши сокамерники" - так назвала Екатеринбургский камерный театр главный режиссер и художественный руководитель Камерного театра Челябинска Виктория Мещанинова. Театры-тезки затеяли совместный проект, суть которого в обменных гастролях (для Екатеринбургского камерного это первый выезд за десять лет). Для начала решили показать по одному спектаклю, но у проекта, судя по полному залу Челябинского камерного и теплому приему зрителей, возможно, будет продолжение.

Несмотря на одинаковые названия, камерные театры двух уральских столиц очень разные. Наш имеет постоянную труппу и, будучи неравнодушен к классике, явно тяготеет к современной пьесе. Подтверждение тому - последние громкие премьеры ("На Пасху солнце танцует", "Всадники апокалипсиса", "Музыки и сигарет не хватит до весны") и "Битва драматургов", на которой сам зритель решает, какую из новейших пьес хотел бы видеть в качестве готового спектакля.

В Камерном театре Екатеринбурга ставят только классику, в основном русскую. Тут и Пушкин, и Чехов, и Островский, и Сухово-Кобылин. Постоянной труппы нет, зато можно пригласить на постановку любого артиста из любого театра. Они охотно соглашаются: грех упустить возможность поиграть в хорошей пьесе с новыми партнерами по сцене.

- У меня нет своей труппы, но все артисты Екатеринбурга - мои, - шутит Евгений Ланцов, главный режиссер Екатеринбургского камерного.

Евгений Ланцов - наш земляк, челябинские театралы хорошо знают и помнят его интересные проекты в Новом художественном театре (прежде всего спектакль "Антигона"). Последнюю по времени постановку "Учиться, учиться и учиться" он осуществил в Челябинском ТЮЗе. Мне этот спектакль кажется одним из самых интересных в репертуаре театра. Жалко, что дальнейшее сотрудничество не сложилось: Ланцов и рад бы ставить, да не зовут.

В Челябинск он привез "Пигмалиона" - так решило руководство нашего Камерного театра, отсмотрев несколько видеозаписей. В первую очередь, конечно, из-за возможности показать челябинцам великолепную Светлану Замараеву - одну из лучших актрис Екатеринбурга, приму тамошнего ТЮЗа. Светлана Замараева в роли Элизы Дулиттл - девчонки-цветочницы, превращенной в светскую даму, действительно бесподобна. Словесная каша и тембр голоса не простолюдинки, а, скорее, городской сумасшедшей, когда она упрашивает своих будущих учителей купить цветочек, вызывают хохот в зрительном зале. Светский прием, на котором Элиза с безупречным произношением, голосом теледикторши вещает: "Кто шляпку спер, тот тетку и укокошил" - это отдельный аттракцион, целое шоу пародий. Кстати, по способности пародировать, резко менять интонации и тембр голоса Светлана Замараева вполне могла бы соперничать с набирающей силу теледивой Нонной Гришаевой, но, в отличие от Нонны, она красива.

Светлана Замараева - не единственный бриллиант в этом спектакле. Аплодисменты и крики "Браво!" она разделила вместе с Борисом Горнштейном - Генри Хиггинсом. Горнштейн играет драму Пигмалиона, вылепившего свою Галатею, но не сумевшего ее полюбить. Достойное окружение этого дуэта - Валентин Воронин (полковник Пикеринг), Екатерина Ляхова (миссис Хиггинс), Юрий Алексеев (Альфред Дулиттл), Любовь Ревякина (миссис Пирс).

Пьеса Бернарда Шоу к лицу нашему времени. Экспериментам, подобным тому, что учинили над Элизой Хиггинс и Пикеринг (сделавшие речь и манеры девушки безупречными), несть числа. Многочисленные реалити-шоу сначала превращают Золушек в принцесс, а потом бросают их на произвол судьбы. И вроде бы все по справедливости: сами напросились, никто силком не тянул. А что бросили в открытое плавание - не беда: на шоу Золушки получили столько знаний и умений, что теперь хоть где смогут найти себе применение. Самой драматичной в череде этих телевизионных историй стала, пожалуй, история сиамских близнецов Зиты и Гиты. Их разделили, сделали телезвездами, дали отведать московской жизни, а теперь хотят вернуть в киргизскую деревушку, где близняшек считали двухголовым чудовищем, сглазившим всю округу. Понятно, что девчонки возвращаться в Киргизию не хотят. Тема невозможности возврата к прежней жизни отчетливо звучит и в "Пигмалионе".

Но главное здесь, разумеется, не это. Тема человеческих взаимоотношений, понимания и непонимания - не только на уровне слов, и жестов, и поступков. Там, где каждый хочет оставаться самим собой, нет места любви. Чтобы быть вместе, нужно менять не только речь, но и характер.

Челябинский камерный театр вчера привез в Екатеринбург один из своих лучших спектаклей - "Игроки" Гоголя. Возможно, одной из причин выбора свердловчан было желание не отступать от концепции "классического театра".

Олеся ГОРЮК