24-04-98


Сколько в газете фотокоров?

Ответ на этот вопрос весьма лаконичен: по штатному расписанию большинства городских и областных газет - один. Кое-где, из любви к фотоискусству, выкраивают еще одного - полставочника. И даже в центральных изданиях редко найдешь больше трех. А вот "Челябинский рабочий" 70-х годов имел постоянно заряженную обойму из 10-15, а то и двух десятков фотокорреспондентов! Наверняка это рекорд в газетной практике. И установить его позволил созданный при редакции "Челябинского рабочего" в 1959 году Челябинской городской фотоклуб.

Мне посчастливилось быть одним из его организаторов и проработать в фотоклубе около трех десятков лет. И я за это благодарен судьбе, ибо без этого коллектива, его замечательных индивидуальностей уже просто невозможно представить свою жизнь. Да и облик отлично оформленной газеты тех лет тоже.

Пожалуй, на 70-е годы приходится расцвет творческой активности Челябинского фотоклуба - и рост его рядов, и довольно зрелое мастерство ведущих фотографов. Это-то и позволило создать при секретариате "Челябинского рабочего", в котором я тогда работал, ядро активистов. Не помню случая, чтобы хоть кто-нибудь из них отказался от предложения сделать снимок или серию для газеты. И даже если это было связано с выездом в другой город или район области. А поскольку кандидатур на каждое задание было несколько, выбрать находящегося на выходном или в отпуске можно было практически всегда.

Организационно все выглядело довольно просто. Редактор выписывал командировочное удостоверение счастливчику, и тот, окрыленный, отправлялся в путь. За свои кровные, конечно. Но каждый наш активист твердо знал, что после опубликования материала он получит денежную компенсацию всех расходов плюс гонорар за снимки. И этот неписаный закон не нарушался ни разу.

Фотоклубовцы ждали таких заданий с нетерпением. Они понимали, что становятся соучастниками важнейших и интереснейших событий на Южном Урале. И любая из творческих удач увеличивается в "цене" за счет значимости запечатленного факта. А "Челябинский рабочий" получал совершенно различные по замыслу и почерку исполнения снимки, лучшие из которых постоянно пополняли выставочные экспозиции в стране и за рубежом.

Именно во время выполнения заданий "Челябки" родились тогда многие (в том числе и получившие высокие награды) фотографии Владимира Белковского, Сергея Васильева, Михаила Петрова, Юрия Теуша, Юрия Бортунова, Александра Чуносова, Владимира Борка, Юрия Штрайзента, Людмилы Бородулиной, Вячеслава Бакина, Вячеслава Шишкоедова и многих других фотоклубовцев.

"Важно то, что в Челябинске нашли возможность объединить всех: и фотожурналистов, и фотолюбителей, что, мне кажется, и послужило подъемом работы фотомастеров, - отметил в июле 1978 года в интервью "Челябинскому рабочему" один из ведущих фоторепортеров страны, первый заместитель председателя Всесоюзной фотокомиссии Геннадий Копосов. - В Челябинске высокий уровень и фото в прессе".

Именно значимость и творческая сторона исполнения снимка ставились в нашем фотоклубе на первое место. Не случайно поэтому они вызывают большой интерес у зрителей. Наши фотовыставки по числу посетителей заметно опередили выставки живописи и графики. А серию тематических фотовыставок в кинотеатре "Урал" в конце 70-х за год посетило около двух миллионов человек!

Газета и фотоклуб постоянно обогащали друг друга. И именно это содружество позволяло находить такие формы работы, которых в стране до сих пор не было. Челябинский фотоклуб стал организатором крупных Всесоюзных фото-фестивалей, гостями и участниками которых были сотни известных мастеров объектива от Прибалтики до Дальнего Востока. А позже один из лучших выставочных залов Москвы на Зубовском бульваре был полностью отдан работам челябинских фотографов.

И хотя этот материал написан в основном в прошедшем времени, эхо "того" фотоклуба слышно еще и сегодня. Практически все фотокоры ведущих челябинских газет так или иначе вышли из него.

Евгений ТКАЧЕНКО,

собственный корреспондент ИТАР-ТАСС по Челябинской области, председатель Челябинского городского фотоклуба 1959-1989 годов.