24-04-98
Вольное искусство гадания на картах мне мило с юных лет. В условиях глубокой провинции рабочего поселка, где нет театров, изобразительных музеев, строгая, изящная культура ловкой в ладони колоды карт, теплой, лаковой, шелестящей, уводила на поиски невидимого. Эти дивные, ни на что в реальной жизни не похожие короли и королевы, тузы, фараоны, вестники обещали совсем другой, параллельный нам, сказочный мир. Этот дворцовый пантеон, его бесконечная древность вызывает благоговейный трепет. Их способность связать сердце тысячами ниток со всеми этажами нашего опыта может заморозить любой язык. Или заставить его говорить голосом оракула.
Гляжу в карты, как ребенок в калейдоскоп. Я не решаюсь погружаться на полную глубину карточного гадания, обхожусь поверхностным толкованием: если выпал король, то тебя ценят в твоем обществе, если шестерка - то придется еще повертеться, прежде чем твои усилия признают. Если же ситуация совсем непонятна, перехожу к математике. Весь расклад делю на черные карты и красные. Если красных карт больше, то дело кончится удачно, если больше черных, то надо готовиться к проигрышу. И то и другое хорошо для живописного проживания жизни.
Есть у меня знакомая по имени Лилия. Лилия это вам не Роза. Лилия - это как неясный лунный свет, человек второго плана. Лучшие свои годы Лилия посвятила истории революции, скрупулезно работала в архивах и библиотеках. А теперь, когда интерес к революционерам погас и людей более всего стала интересовать тихая культура мирной жизни, Лилия решила выйти замуж. В свои 55 лет делала она это с редким вдохновением: она давала объявления в газеты, переписывалась и перезванивалась со своими кавалерами. И в конце концов остановилась на двух кандидатурах: один ветеран из города Миасса - 65 лет, другой - краевед из соседнего села. Ветерану запретили жениться на нашей Лилии его дети. Они, видимо, решили, что она Роза, и заподозрили ее в посягательстве на большую пенсию ветерана.
Тогда ее внимание сосредоточилось на сельском краеведе по имени Петя. Так она его называла, поскольку знала его давно по совместному интересу к революционерам. Теперь она просит меня погадать на картах, чтобы узнать, как же к ней относится ее краевед.
Легко гадать на картах молодым: они летят в будущее, им открыты восток, запад, север и юг, они бросят свое семя в пустыне и оно расцветет, как гранатовый куст. В гаданиях взрослым людям есть всего одно препятствие - возраст.
- Лилия, он тебя очень любит, - сообщаю я своей подруге, - посмотри, выпали все девять бубновых карт. А бубновый король просто лег у твоих ног. Это же жених к тебе в дом. С другой стороны, бубны могут означать и детей, и наше взрослое детство... Или можно сказать, что он тебе доверяет, как ребенок. А еще бубны означают денежный интерес. Может быть, ему деньги нужны... У тебя деньги-то есть? Отдай, если хочешь дружбы...
- Да я ему уж отдала. Помнишь, год назад у него мать умерла, мы помогали ему ее похоронить?
- Помню, конечно. Мы же все денежки сдавали.
- Ну вот. Попросил он меня привезти на поминки ящик водки. Я привезла, хлопотала с поминками, уборку в доме сделала, а он деньги до сих пор не отдает.
- Может быть, он думает, что поцелуями с тобой рассчитался? У мужчин это бывает. Они дорого ценят свои поцелуи.
- Однажды пришел в гости, - продолжает думать вслух Лилия, разглядывая симметричные рисунки карт, - поужинали вместе, беседовали о том, о сем. Он снял с себя золотое кольцо и надел мне на средний палец.
- Ну вот, видишь, все идет к тому, что он твой жених.
- Да, надел мне кольцо на палец и уехал к родственникам, а утром звонит по телефону и говорит: "Лилия, я у тебя кольцо свое позабыл, сейчас заеду, заберу". Положила я кольцо на журнальный столик. Все губы искусала от обиды. Приехал, забрал.
- Не отдавала бы. Зачем кольцо-то отдала? Нету, дескать. Приснилось все.
- Вот именно, приснилось. Ну ты уж погадай, я ведь редко тебя прошу. Как обидит меня мой краевед Петя, так я и иду к тебе погадать на картах.
Карты легко скользят по столу, они, как полная корзина, в них все есть - для любви, для дома, для думы, что было, что будет и чем дело кончится.
- Лилия, у Пети очень сложное к тебе отношение: он то протягивает к тебе руки с улыбкой, то с ужасом бросается от тебя прочь. Ты должна терпеть. Он очень честно переживает близость к тебе... Он тебе не врет.
Лилия тихонько заплакала: "Ге-ее!"
- Позавчера приехал из своей деревни с ведром картошки. У меня свой сад есть, не нужна мне его картошка. И подает он мне шерстяную коровью ногу: "Возьми, - говорит, - холодец сваришь". Я эту ногу опалила, потом кипятком ошпарила, ножом оскоблила и положила в холодильник.
- Ночевал-то у тебя?
- У меня.
- И все было прекрасно?
- Да-а. А утром он собирается уходить и говорит: "Лилия, дай-ка мне коровью-то ногу, я ее свояку привез"...
Я на минуту остолбеневаю: "Зачем ты ногу-то отдала? Настоящая жена ни за что бы не отдала". Тасую колоду шелестящих, как звезды, карт.
- Лилия, выход у тебя один: воспринимай только то, что кажется тебе истиной, что предназначено только тебе. Он же к тебе приходит. Ты видишь - он выпадает тебе, как король, значит, он король! Он высок в своем обществе, он не валет и не шестерка. Он тянется к твоему высшему. Держись и ты той высоты, за которой он к тебе приходит. Беседуй о краеведении. Иначе тебе достанется одна шерстяная коровья нога.
Прошло еще немного времени. Розовая болезнь Лилии прошла. Она увлеклась краеведением и больше на картах не гадала...
Римма ДЫШАЛЕНКОВА.