24-05-03


Инструмент от шпиона

На терменвоксе пробовал играть Ленин, а сегодня Лидия Кавина учит этому весь мир

Айвар ВАЛЕЕВ

Брянск-Челябинск

Я несколько раз встречал загадочное слово "терменвокс", оказывается, слышал в записи этот ни с чем не сравнимый музыкальный инструмент. Но когда увидел, как на нем играют, не мог оторвать взгляда - это было похоже на какой-то фокус. Начнем с того, что в нем нет ни клавиш, ни педалей. Более того, нет никакого физического контакта между человеком и инструментом. Процесс музицирования напоминает колдовство: музыкант делает пассы руками в воздухе, а из динамиков выходит музыка. Причем как совершенно потусторонняя, так и вполне узнаваемые мелодии.

Сам терменвокс напоминает какую-то коробочку на подставке с двумя антеннами. Они реагируют на изменение магнитного поля рядом с собой и передают возмущение в динамики, а мы уже слышим этот плач малютки-привидения. Таким образом, мастерство музыканта состоит в том, чтобы манипулировать этими звуками.

Открытие терменвокса произошло для меня на фестивале современного искусства имени Рославца и Габо, который проходил в "партизанской столице" Брянске уже 18-й раз. Туда приехала со своими ученицами (одна из Японии, другая из Германии) Лидия Кавина - главный в мире специалист по терменвоксу. Она получила композиторский диплом Московской консерватории и создала при ней "Термен-центр", где учит музыкантов всего мира игре на своем любимом инструменте. Время от времени Лидия дает мастер-классы в Америке, Европе и Японии. Но самое интересное, что она - внучатая племянница изобретателя терменвокса Льва Сергеевича Термена. Оказывается, сей экзотический инструмент, который использует в своей музыке, скажем, такая продвинутая группа, как "Portishead", а многие знаменитые современные "академические" композиторы пишут для него музыку, так вот этот инструмент был изобретен в России! В общем, чудеса продолжаются:

- Лидия, давайте разберемся. Левой рукой вы:

- :управляю громкостью. А правой - изменяю высоту звука.

- А ноты, по которым вы играете, выглядят традиционно?

- Как правило, да. Но композиторы иногда что-то прибавляют от себя. К примеру, Хорхе Кампос из Эквадора в некоторых фрагментах использует для записи цифры.

- И как их играть?

- Просто рисуешь в воздухе цифру. В этом случае для него важны не ноты, а соотношение линии звуковой и линии визуальной.

- Расскажите об истории этого инструмента.

- Терменвокс был изобретен в 1919 году и стал, по сути, первым электромузыкальным инструментом в истории. До этого были попытки создать нечто подобное, но все осталось лабораторными экспериментами. Терменвокс же вскоре появился на сцене, для него стали писать музыку.

- Он был изобретен как-то случайно?

- Как все случайное у гениев. Лев Термен был на самом деле гений. С юношеских лет он экспериментировал, пытаясь найти способ управления чем-либо без механического контакта. В гимназии он устраивал такой эксперимент со своими одноклассниками: проводил над ними струны под высоким напряжением, затем по его сигналу тот или иной ученик вставал, и струны начинали звучать. Позже он изучал электромагнитные колебания в институте Иоффе. Но надо быть еще и музыкантом, чтобы на основе свиста, который мы можем слышать из радиоприемника, сделать музыкальный инструмент.

- Лев Термен, говорят, демонстрировал его Ленину:

- Да, это была легендарная встреча. Она произвела очень большое впечатление на юношу, который симпатизировал большевикам. Шутка ли - приглашение в Кремль, к вождю! Но самое важное состоит в том, что Ленин хорошо понял Термена и его изобретение. Они пробеседовали два часа. У Термена была куча фантазий, изобретений. Ленин его поддержал и даже издал приказ, чтобы терменвокс был использован в качестве охранного устройства в банке и Гохране. А Термену он выдал годовой проездной билет по железной дороге. И тот поехал с терменвоксом по стране, дал больше 150 концертов, в том числе и в колхозах.

- Говорят, что потом Термен стал шпионом?

- Он сам говорил, что в некоторой степени был и шпионом. Всех советских граждан, которые в ту пору выезжали за рубеж, сопровождали агенты НКВД. Поскольку Термен вращался в элитных кругах, общался с генералами, банкирами, политиками, то, надо полагать, был замечательным источником информации для советского правительства.

- В каком качестве он ездил за границу?

- Официально он был послан Министерством образования на музыкальную выставку во Франкфурте-на-Майне в 1927 году, чтобы продемонстрировать достижения советского искусства. После этого у него были успешные выступления, он перебрался в Америку.

- Вас, конечно, учил сам Лев Сергеевич.

- Разумеется. Терменвоксом занялась, когда мне было девять лет, к тому времени я уже четыре года училась играть на фортепиано. Термен каждую пятницу приходил к нам и давал мне уроки. Я была не единственная его ученица. Две его дочери тоже играют. Но честь продолжать его дело, так случилось, досталась мне.

- С чем бы вы сравнили терменвокс?

- Пожалуй, ближе всего ему - человеческий голос.

- Этим он вас и "зацепил"?

- Как ни удивительно, он меня "цепляет" каждый день. Наверное, поэтому я посвятила ему свою творческую жизнь. Меня постоянно удивляет его способность сочетаться с самыми разными инструментами в разных ансамблях и музыкальных стилях. Я попробовала играть с вокалом, органом, струнным квартетом и симфоническим оркестром. Даже с диджериду.

- Для терменвокса пишут какую-то особенную музыку?

- Совсем необязательно. Сам инструмент способен заставить звучать привычную музыку совершенно иначе. Поначалу, когда для терменвокса не было написано какой-то специальной музыки, на нем исполняли классику. Была такая совершенно уникальная исполнительница Клара Рокмор, она потрясающе исполняла на нем классический скрипичный репертуар. Другая американка, наша современница, играет джаз - у нее получается совсем другое: такие интересные басовые импровизации. Думаю, терменвокс еще долго будет нас удивлять.

- В какой стране он сейчас наиболее популярен?

- Если смотреть по процентному соотношению обращений на мою домашнюю страничку в Интернете, то больше всего им интересуются в Японии - примерно 30 процентов, 24 процента - Америка, затем - Европа. Японцы вообще очень технологичная нация. Но это и заслуга одного человека - Масами Такеучи. Он с 1993 года начал обучаться у меня. А по приезде на родину стал активно пропагандировать терменвокс: написал книгу, у него ученики в трех городах, он создал клуб любителей игры на терменвоксе, в нем 500 человек.

- Какие перспективы у этого инструмента?

- Терменвокс пережил удивительную эволюцию. Вначале, особенно в 30-е годы, он был очень популярен, даже стал производиться. Затем, к сожалению, надолго исчез - Лев Термен был посажен в ГУЛАГ, потом работал в секретных институтах. С перестройкой имя Термена вернули как пионера электронной музыки. Его подняли на высоту, вывозили на международные симпозиумы. Все были ошеломлены: Термен жив! (Он умер совсем недавно - в 1993-м, три года не дожив до своего 100-летия. - А.В.). С этого момента пошла волна информации. Был создан замечательный американский документальный фильм "Термен - электронный Одиссей", его показали во многих странах. Роберт Мук, изобретатель мук-синтезатора, стал производить терменвокс. Сейчас он продается в комплекте с видеокассетой, в которой я даю свою методику обучения игры на нем. За последние шесть лет по всему миру продано больше 10 тысяч инструментов. Пришло его время, это еще и эволюция психологии человека. Я не исключаю, что уже в обозримой перспективе терменвоксом можно будет управлять взглядом.