24-08-02
Пройдет еще несколько дней, и десятки тысяч молодых южноуральцев заполнят школьные классы и студенческие аудитории. Огромный корабль по имени Школа отправится в очередной рейс в страну Знаний. 1 сентября, без преувеличения, общенародный праздник, волнующий сердце и юного первоклассника, и его родителей, студента и профессора, всех нас, потому что мы все родом из школы.
20 августа в Магнитогорске на совещании работников образования позиции власти по вопросам развития этого важнейшего комплекса обозначил губернатор Петр Сумин. Мы попросили Петра Ивановича ответить на ряд вопросов, которые связаны со сферой жизни, затрагивающей подавляющее большинство жителей области.
- Как вы расцениваете состояние системы образования в области? Насколько крепок экономический фундамент для развития социальной сферы?
- На недавнем заседании правительство Челябинской области рассмотрело вопрос о готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Мы обсудили итоги года прошедшего, то, как исполняется программа модернизации образования, определили задачи на будущее.
В области есть глубокое понимание того, что обеспечить развитие образования, другие социальные отрасли можно только на основе стабильного развития экономики. За прошедшие три года объем промышленного производства вырос у нас почти на 40 процентов. За семь месяцев текущего года, работая в непростых условиях, мы смогли сохранить достигнутый уровень. При номинальном росте в 30,6 процента с учетом инфляции на 12,2 процента возросла реальная заработная плата.
Растущие поступления в бюджет и режим жесточайшей экономии позволяют нам выполнить свои ключевые обязательства. Практически без долгов мы рассчитываемся с работниками бюджетной сферы по заработной плате, отпускным и методической литературе. Почти 400 тысяч детей регулярно получают "детские". За три последних года долг по ним сократился вдвое: с 1 млрд. рублей до 500 млн. рублей. В наших планах от этого тяжелого груза полностью освободиться в 2003 году.
В большинстве городов и районов за счет ссуд, предоставленных областью, ликвидированы многолетние долги за энергоносители и обеспечиваются текущие платежи. Мы не платим процентов коммерческим банкам, нет у нас долгов перед ними. В области уже шестой год реализуется принцип солидарной ответственности, который, при всех его недостатках, обеспечивает единый подход по выплате зарплаты, пособий и пенсий на всей территории, будь то Челябинск или Бреды, Нязепетровск или Магнитогорск.
За два последних года расходы областного консолидированного бюджета по отрасли "Образование" возросли с 3,5 млрд. рублей до 5 млрд. 77 млн. рублей, или на 45 процентов. Удельный вес этих расходов в бюджете вырос с 24,8 процента до 30 процентов. То есть сегодня практически каждый третий рубль бюджета области идет на образование. Если же говорить о фактическом исполнении этой статьи за I полугодие текущего года, то на нужды образования направлено 2 млрд. 801 млн. рублей, или 36 процентов всех расходов.
В текущем году мы наконец-то нашли понимание в Министерстве образования и добились выделения на нужды нашей образовательной системы почти 630 млн. рублей дополнительно. С учетом этих средств бюджетное финансирование образовательных учреждений области за два года выросло на 63 процента.
В условиях, когда отсутствуют перспективы резкого роста рождаемости, именно сохранение и совершенствование человеческого потенциала становится ключевой задачей в развитии региона. И здесь особая роль принадлежит образованию. Этот факт в Челябинской области осознан несколько раньше, чем во многих других субъектах. 70 процентов наших дошколят ходят в детский сад! По России - лишь 55. Именно поэтому почти 90 процентов средних общеобразовательных школ области оснащено современными компьютерными классами! По стране этот показатель составляет 56 процентов. Именно поэтому в области пятый год эффективно реализуется областная программа "Школьный автобус".
Накануне у меня состоялся разговор с министром образования России Владимиром Михайловичем Филипповым. Министр дал высокую оценку работе всей системы образования Челябинской области. Он попросил меня передать слова искренней благодарности учителям, преподавателям, мастерам, организаторам учебного процесса.
Имея приличные количественные показатели, а область к примеру, занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по числу студентов вузов, мы и по результатам олимпиад и конкурсов, единого государственного экзамена также не отстаем от российских лидеров.
- Петр Иванович, система образования многоступенчата и начинается задолго до школы:
- Вы правы. Проблемы дошкольного образования у нас на особом контроле. И если до 1997 года детские сады в основном закрывались, то за последние пять лет мы построили 10 детских садов. Только в текущем году вновь открылось еще семь. Осенью правительство области рассмотрит вопрос о программе развития дошкольного образования на ближайшие три года. Наша цель - достичь охвата дошкольным воспитанием не менее 85 процентов детей.
Мы вносим в Государственную Думу Российской Федерации законодательную инициативу о всеобщем дошкольном образовании как приоритете государственной политики в сфере образования. Продолжим практику целевого выделения средств на капитальные ремонты детских садов и школ. Из 100 миллионов рублей, выделенных из областного бюджета в этом году, большая часть использована в системе образования.
- Но ведь задача системы образования не только учить детей?
- Конечно, наряду с обучением и воспитанием важнейшая задача системы образования - сохранение и укрепление здоровья ребенка. Здесь важно все - от профилактических операций по безопасности дорожного движения до борьбы со сбытчиками наркотиков. От регулярных занятий физкультурой и спортом до организации горячего питания.
Сегодня главное управление образования и науки ведет глубокий и предметный анализ ситуации с организацией питания во всех без исключения образовательных учреждениях. В работу включились санитарная служба, госторгинспекция, администрации городов и районов.
Решить эту проблему можно, и мы ее будем решать, контролируя целевое использование средств областного фонда продовольствия, финансирование отдельной строкой питания в бюджетах городов и районов.
В текущем году на всей территории области реализуется Программа развития массовой физкультуры и спорта. Только за несколько последних месяцев область выделила 5,5 млн. рублей на дополнительные ставки тренерам и наставникам, 8,5 млн. рублей - на спортинвентарь для школ. 21 млн. рублей направлен на ремонт спортшкол, спортзалов и создание спортплощадок. Это дало возможность дополнительно привлечь к занятиям в кружках и секциях почти 30 тысяч детей и подростков. А всего за предстоящие четыре года область направит на развитие физкультуры и спорта более полумиллиарда рублей.
В текущем учебном году необходимо качественно завершить всеобщую диспансеризацию детей и наладить лечебно-профилактическую работу с учетом ее результатов. К решению проблем более активно будет привлекаться ФОМС. Правлению фонда дано поручение о выделении дополнительных финансовых ресурсов на диспансеризацию детей.
- Что нового появится в развитии материальной базы школ?
- Одной из важнейших задач предстоящего года является полное завершение программы компьютеризации средних школ. Но не менее важно обеспечить переподготовку 4,5 тысячи учителей. Чтобы педагоги в полной мере овладели навыками профессионального общения с компьютером. Мы очень рассчитываем в этом вопросе на Центр интернет-образования. Правительство области подписало договор и готово финансировать создание этого центра на базе Магнитогорского госуниверситета с участием ММК и Российской федерации интернет-образования.
Из 289 школ области 147 уже получили современные автобусы. В текущем году приобретено еще 50. При таких темпах уже в течение ближайших двух лет проблема будет решена. В сельских районах школьные автобусы выполняют важную социальную роль: решаются проблемы эффективного использования техники, обеспечения безопасности школьных перевозок и транспортного обслуживания жителей села. Тем самым мы сохраняем малые деревни и сельские населенные пункты.
В предстоящем году необходимо более четко и конкретно определить перспективу существования малокомплектных школ и детских садов в малых деревнях. Простой модели "школа - детский сад" уже явно недостаточно. Но и пойти по пути иных горе-реформаторов, доказывающих бесперспективность малокомплектных школ, мы тоже не можем. Школа, особенно в деревне, должна усиливать свою роль как центр не только образования, но и культуры, спорта, медицины. Жители села от мала до велика могут и должны получать здесь весь спектр социальных услуг.
В этом году будут введены в эксплуатацию школы в райцентре Бреды, поселке Кацбах (Кизильский район), завершается строительство школы в Пласте и военном городке под Чебаркулем. Сейчас возводится 14 объектов образования. А всего за прошедшие пять лет в области введено в строй 37 учреждений образования - 27 школ и 10 детских садов. Построены новый корпус ЧелГУ, спортивный комплекс ЮУрГУ и еще целый ряд серьезных объектов.
Остро стоит проблема текущего содержания, капитального ремонта образовательных учреждений, особенно крыш и коммуникаций. Необходимо провести полную инвентаризацию зданий и по ее результатам определить очередность и объемы работ не только по каждому городу и району, но и по каждому учебному заведению.
- А как будет обстоять дело с учебниками? С педагогическими кадрами?
- Проблемы обеспечения учебниками в области стали решаться более эффективно. Мы закупаем учебники напрямую у издателей, разумно ограничив их перечень. Если за последние 10 лет в среднем область выделяла на закупку учебников до 10 млн. рублей, то в 2001 году эти расходы составили 45,9 млн. рублей. В первом полугодии текущего года уже потрачено 23 млн. рублей.
Правительство Челябинской области рассматривает обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами как одну из приоритетных задач образовательной политики. Повышена заработная плата работникам образования. Увеличиваются расходы областного бюджета на повышение квалификации педагогов. 139 педагогических работников награждены правительственными орденами и медалями, 3105 - отраслевыми наградами, ежегодно в День учителя 100 педагогическим работникам вручается премия губернатора Челябинской области. Сейчас полным ходом идет работа над проектом бюджета 2003 года. Мы прорабатываем возможность повышения заработной платы.
Делается все возможное, чтобы имя учителя и его статус в обществе соответствовали тому огромному делу, которое совершают эти люди в нашей жизни. Моральная оценка важна не меньше материальной.
- Важное место в системе занимают учреждения профессионального образования.
- Более того, концепция модернизации российского образования предполагает опережающее развитие системы начального и среднего профессионального образования - основы подготовки современных рабочих и специалистов, формирования трудовых ресурсов страны. По таким важнейшим показателям, как количество студентов, выпуск специалистов, развитие сети филиалов, конкурс в вузы, система профессионального образования Челябинской области занимает ведущее место в России.
В условиях развивающейся экономики области и в целях непрерывной подготовки квалифицированных кадров правительство области заключило соглашение с Министерством образования РФ о передаче в государственную собственность Челябинской области находящихся в федеральной собственности учреждений начального профессионального образования. Это позволило почти вдвое увеличить финансирование, сохранить систему, обеспечить ее развитие, значительно пополнить материально-техническую и учебную базу, вовремя выплачивать зарплату педагогам и мастерам, стипендии учащимся, увеличить финансирование питания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В прошедшем году сумма доходов от производственной деятельности в учебных мастерских достигла 23,7 млн. руб., почти в два раза возросло производство сельхозпродукции - до 9,4 млн. руб.
Для области система начального профессионального образования наряду с образовательной несет на себе и крайне важную социальную функцию. К сожалению, существующая ситуация в профтехучилищах усугубляется ежегодным увеличением количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, имеющих отклонения в развитии. Поэтому в области принимались и будут приниматься меры по обеспечению доступности начального профессионального образования.
Важнейшей составляющей системы образования области является среднее профессиональное образование, включающее более 70 техникумов и колледжей, в которых обучаются 70 тыс. студентов. Ежегодно 20 тысяч выпускников вливаются в трудовые коллективы области. Качество подготовки специалистов в Челябинских экономическом и монтажном колледжах, Магнитогорском профессионально-педагогическом колледже признано не только в Челябинской области, но и на уровне Российской Федерации.
Особое место в системе образования занимает среднее педагогическое образование, так как педколледжи обеспечивают кадрами дошкольное образование, начальную школу, сельские школы. В условиях эксперимента по совершенствованию содержания общего среднего образования на них возлагаются серьезные задачи.
- Вот мы подошли к вершине образовательной пирамиды - вузам.
- В последнее десятилетие оно стало самым востребованным в системе профессионального образования. Количество студентов только в государственных вузах за последние 10 лет увеличилось с 56 до 130 тысяч. Растет количество филиалов высшей школы и представительств в городах и районах области. Это создает условия для реализации принципа доступности, на что был нацелен эксперимент по проведению единого государственного экзамена.
К 2004 году все вузы перейдут на эту форму экзаменационных испытаний для своих абитуриентов по всем специальностям, а это значит, что молодые люди получат равный доступ к поступлению в ведущие высшие учебные заведения области и России.
Доступность образования для выпускников школ из сельских и горнозаводских районов, шахтерских городов реализуется в ходе проведения губернаторского набора, который осуществляется в нашей области с 1997 года. В этом году более 100 студентов первого набора стали выпускниками. Более 2500 тысяч студентов обучаются сегодня в высших учебных заведениях по направлению своих городов и районов. Я благодарен ректорам вузов, которые из года в год расширяют набор по этой очень важной для области программе.
Еще одно новое явление, требующее к себе серьезного внимания, закреплено постановлением Правительства Российской Федерации "Об университетских комплексах". В Челябинской области фактически существовали и существуют такие комплексы на базе крупных университетов (ЮУрГУ, МаГУ, ЧелГУ). Реальная попытка организации университетского комплекса в соответствии с постановлением правительства предпринята Уральской государственной ветеринарной академией.
Создание университетских комплексов - вопрос непростой. Они предполагают три модели: университетские округа, ассоциации юридических лиц и собственно университетский комплекс, являющийся самостоятельным юридическим лицом. В любом случае университетский комплекс включает в себя образовательные и научные учреждения различного уровня, вида и типа. Понятно, что в первую очередь к объединению стремятся более крупные вузы.
Позиция правительства Челябинской области в этом вопросе такова: это должен быть акт доброй воли желающих объединяться, подкрепленный соответствующей нормативно-правовой базой.
Университетские комплексы смогут обеспечить более эффективную интеграцию вузов и отраслевой академической науки. Интеграция является не только естественным, но и очень эффективным способом подготовки и закрепления действительно творческих кадров. Целевая федеральная программа "Интеграция науки и высшего образования на 2002-2006 годы" нашла поддержку в области. Готовится соглашение между правительством области и Министерством образования РФ о ее долевом финансировании.
Наука, обеспечивающая развитие высшей школы, вкупе с различными сегментами экономики сконцентрирована в Челябинской области в трех академических центрах. Это Челябинский научный центр Уральского отделения Российской академии наук, Челябинский научный центр Российской академии медицинских наук и Регионально-образовательный центр Российской академии образования. В них сосредоточен высокий научно-интеллектуальный потенциал, играющий важнейшую роль в формировании научных школ Урала, Сибири и Дальнего Востока. Академические центры совместно с вузами области выполняют более 150 проектов в самых разных областях фундаментальной науки и высшего образования.
Область стремится в финансовом плане реально поддержать науку. В прошлом году только на научные исследования было выделено 12,5 миллиона рублей, в том числе пять миллионов рублей на гранты по системе РФФИ и три миллиона по системе РГНФ. В текущем году наука без поддержки области не останется.
В ближайшее время будет принят областной закон "О науке в Челябинской области", законодательно оформлено существование региональных научных центров государственных академий наук, их статус и доля финансирования как со стороны областного, так и со стороны федерального бюджета, завершится подготовка концепции развития науки в Челябинской области.
- Петр Иванович, что вы хотели бы пожелать в новом учебном году и учителю, и ученику?
- Анализ итогов прошлого учебного года, сделанный на недавнем заседании правительства области, показал: многое из того, что задумывалось в августе 2001 года, уже реализовано. Часть проблем находится в стадии решения. И это показатель того, что диалог власти с учительством успешно укрепляется. Всем нам предстоит большая, напряженная, творческая работа, которую легче совершить, когда есть взаимопонимание и хороший задел, творчество и инициатива. Сердечно поздравляю учителей с наступающим Днем знаний. Крепкого вам здоровья, творческих и житейских удач, радостных минут встречи с учениками!