24-09-03


Южный Урал открывает Эрнста Неизвестного

Сегодня в Челябинской областной картинной галерее - его вернисаж

Пять лет назад скульптор Эрнст Неизвестный, родившийся в Свердловске и проживающий сегодня в Нью-Йорке, сказал фразу: "Я хочу, чтобы мои работы были не только в музеях Америки и Европы, но и на Урале: в Екатеринбурге, где я жил и работал, в Челябинске, среди жителей которого у моей мамы много друзей, и она с ними до сих пор переписывается:"

Слова мастера оказались пророческими. В мае этого года коллекция бронзовых скульптур Неизвестного демонстрировалась в Верхнеуральске, с землей которого скульптор связан узами родовой памяти, а с сегодняшнего дня начинает свою работу выставка в Челябинской областной картинной галерее. До этого на Южном Урале ни одной экспозиции Неизвестного никогда не было.

Открытие южноуральцами творчества своего земляка состоялось, как это часто бывает в жизни, благодаря случайному стечению обстоятельств: долгое время в Челябинске находилась коллекция работ мастера, судьба которой внушала тревогу поклонникам его творчества. "Челябинский рабочий" писал об этом на протяжении нескольких лет. Параллельно велась кропотливая краеведческая работа, в результате которой удалось пролить свет на малоизученный период жизни семьи Неизвестных в Верхнеуральске (1910-1917 гг.), постепенно зрел общественный интерес к творчеству мастера. История закончилась благополучно: работы были возвращены и стали тем ядром, вокруг которого и сформировалась сегодняшняя экспозиция.

Помимо восьми бронзовых скульптур, демонстрировавшихся в Верхнеуральске, она включает в себя 32 офорта из серий "Мужские каприсы" и "Жизнь художника". Они выполнены в манере, характерной для творчества Неизвестного, во всем пытающегося дойти "до самой сути", основ бытия. Он размышляет о любви и ненависти, рождении и смерти, и масштаб его обобщений поднимается до философских высот, недосягаемых для житейских страстей.

Неизвестный принадлежит к разряду художников, видение которых сформировала война, со всеми вытекающими отсюда последствиями: в его работах нет умиротворения и гармонии, его можно упрекнуть в рассудочности, но даже оппоненты не могут отказать ему в мощи пластического дарования и тектоническом художественном темпераменте.

При этом в Неизвестном-художнике сильно созидательное начало, проявляющееся в его стремлении к синтезу, неизбежно следующему за распадом, творческом оптимизме и нежности, с которой он выполняет детали, рисует линию, рождающую серию бесконечных ассоциаций и образов, манит, колдует:

Несмотря на ряд сложностей, сопряженных с организацией экспозиции такого специфического художника, как Неизвестный, выставка обещает быть насыщенной и интересной, выдержанной в едином дизайнерском стиле и подкрепленной прекрасно изданным каталогом. Она дает представление о новом мастере - таком же неистовом и глубоком, как и прежде, но уже более умудренном жизнью, принимающим ее.

Лидия ПАНФИЛОВА

История с продолжением

О судьбе "затерявшейся" на Южном Урале коллекции бронзы Эрнста Неизвестного первым рассказал "Челябинский рабочий" в публикации "Эрнст Неизвестный - жертва уральского патриотизма" (номер за 21.11.2001). Теме возвращения работ мастера посвящена статья "Место встречи - "Националь" (30.10. 2002). Судьбу наконец-то возвращенной коллекции обсуждает публикация "Кентавр" вернется в Америку?" (11.12.2002). Верхнеуральским страницам истории семьи Неизвестных посвящен очерк "Парторг синагоги и другие" (22.01.2003), а открытию выставки мастера в Верхнеуральске - репортаж "Дорогие мои уральцы!.." (16.05.2003).