24-10-02
В редакцию "Челябинского рабочего" обратилась инициативная группа из дома N 34 на улице Цвиллинга. "Ходоки" принесли с собой список жильцов (как положено, с их росписями). Они выражают категорическое несогласие с планами строительства во дворе торгового комплекса, который должен соединиться с "внешним миром" стеклянной галереей - через арку дома, где ныне находится магазин "Большой", "смотрящий" окнами на площадь Революции. Если нужно, сообщили представители дворовой общественности, подписей соберут еще больше, поскольку начавшиеся внутри дворового пространства работы, в результате которых перепахана земля, вырублены деревья, сломаны малые формы на детской площадке, для многих явились ушатом холодной воды.
Двор внутри квартала, ограниченного улицами Цвиллинга, Кирова, Коммуны и проспектом Ленина, - центральный. Главная городская площадь от него в сотне шагов. И жильцы, конечно, полагают: их "территория" в каком-то смысле олицетворяет собой все челябинские дворы. То есть на ее примере можно говорить о таком явлении, как внутриквартальная застройка, и проблемах, с нею связанных.
В последнее время, рассказали заявители, их двору как-то фатально не везет. Около двух лет назад фирма "Водоканалремстрой", уничтожив часть зеленых насаждений и форм детской площадки, начала возводить гаражи в несколько рядов. 16 из них, подчеркнули "непримиримые", были построены сверх согласованного проекта. Пешеходная дорога, примыкающая к подъезду 34-го дома, стала опасной для жизни, так как у транспорта, заезжающего во двор и соответственно выезжающего из него, остался один путь: мимо этого подъезда в проем между домами 34 и 36 на улицу Цвиллинга.
ООО "Водоканалремстрой", к слову, надумало строить еще и жилое здание перед гаражами, которое грозило занять половину оставшейся площадки. Общественность восстала, написав 38 жалоб. В результате дом решили возводить южнее - там, где "Лавашная". Впоследствии, однако, отказались и от этого. Администрация города "сочла возможным рассмотреть инициативу ОАО "Платина" по застройке части дворового пространства" торговым комплексом, примыкающим к универсаму "Большой".
В мае этого года, вспомнила хронологию инициативная группа, во дворе появились люди из "Платины", стали уговаривать жильцов, чтобы те согласились на строительство торгового комплекса. Показывали при этом цветной эскиз и "оказывали психологическое воздействие": дескать, отгородим вас шлагбаумами от машин, приведем в порядок территорию, уберем мусор. От мусора, который накапливают торгующие организации, окружившие двор, граждане устали. В прошлом году, когда его жгли, чуть пожар не устроили. Поэтому ставили свои росписи в опросных листах, соглашаясь: "Ну, если уберете машины, наведете порядок..." Однако когда узнали, что с комплексом планируется возвести еще и подземно-наземные парковки, запротестовали вновь.
"Непримиримые" настаивают: подписи собирались некорректно, ибо все проектные подробности не разглашались, а полуправда опаснее лжи. Теперь, получается, двор от выхлопных газов может стать подобием душегубки?
Вновь полетели письма в инстанции - в природоохранную прокуратуру, в вышестоящие органы власти. Ссылаясь на то, что строительство комплекса нарушает права, обеспечивающие людям достойную жизнь и свободное развитие, охрану здоровья (ст. 7 и 40 Конституции РФ), "ходоки" готовы апеллировать и к далекой столице, писать в комиссию по правам человека, президентскую администрацию. Черновики, говорят, уже заготовили.
Заместитель главы Челябинска, начальник управления по градостроительству и архитектуре Александр Исупов:
- Строительство нового торгового объекта на внутридворовом пространстве между домами N 36 на улице Цвиллинга (гастроном "Большой") и расположенными на одной оси высотками - Цвиллинга, 34, и Кирова, 161, - позволит решить целый комплекс проблем этого квартала. Во-первых, транспортную. Жители домов N 36 и 34 на улице Цвиллинга испытывают постоянное неудобство от доставки товара в гастроном. Он подвозится со стороны улицы Цвиллинга по внутридворовому проезду мимо жилых подъездов к служебному входу в магазин и вызывает заслуженные нарекания жильцов, страдающих от шума и выхлопов и резонно опасающихся за безопасность детей. Проект торгового комплекса, предложенный фирмой "Платина" и известным челябинским бизнесменом, владельцем гастронома "Большой" Олегом Колесниковым, предусматривает размещение под зданием торгового комплекса подземных парковок. В том числе и для служебного транспорта. В результате разгрузка товаров будет проходить под землей, не мешая жителям, после чего их по подземной же галерее доставят в гастроном "Большой" и дальше - в подземный супермаркет, который Олег Колесников планирует построить перед гастрономом и впоследствии соединить подземной галереей с "Никитинскими рядами". Наземная стеклянная галерея, по которой горожане, минуя дворовое пространство (что тоже весьма немаловажно для жителей квартала), будут попадать с проспекта Ленина в торговый комплекс, перекроет внутридворовый проезд автомобилей и разобьет двор на две равные, самостоятельные части. В результате автомобилисты уже не смогут обогнуть двор по периметру (мимо жилых подъездов), а будут вынуждены пересекать его по проезду через торговый комплекс. Не исключено, что в будущем такая же стеклянная галерея соединит торговый комплекс с пешеходной зоной на улице Кирова.
Во-вторых, застройщик обязуется провести комплексное благоустройство всего квартала, вплоть до улицы Коммуны. Присутствующие здесь малые формы из кирпича, облицованного холодной керамической плиткой, никогда не пользовались уважением у местных жителей и будут меняться на современные и удобные. Проект благоустройства, обещают застройщики, будет представлен на суд архитекторов в ближайшее время. Кроме того, одним из условий, на которых местные жители согласились на строительство, - это ремонт подъездов и кровель, а также дворового фасада здания Цвиллинга, 36, который (в отличие от парадного - с видом на площадь Революции) представляет сегодня весьма жалкое зрелище.
Еще один плюс представленного О. Колесниковым проекта торгового комплекса - его низкая этажность. Ранее здесь планировалось строительство элитной жилой высотки. Однако она просматривалась бы со стороны площади Революции, нарушая композиционную целостность микрорайона. От идеи пришлось отказаться.
Торговый комплекс будет представлять собой современное трехэтажное здание. Причем фирма "Платина" разместит его в границах существующей застройки - на месте не совсем понятного строения, которое сегодня занимают лавашная и еще несколько фирмочек. Торговый комплекс выйдет за его границы всего на шесть метров, "украв" по три метра с каждой стороны. На его "крыльях" планируется разместить спортивные площадки для игры в баскетбол и теннис.
Повествуя об истории внедрения фирмы "Платина" и Олега Колесникова в дворовое пространство микрорайона и о своем личном отношении к разворачивающейся "стройке века", Александр Исупов был весьма лаконичен. Сообщил, что сначала против строительства комплекса решительно выступил местный КТОС. Однако "Платина" проявила настойчивость, получила необходимые разрешения во всех надзорных органах и направила своих волонтеров беседовать с жителями напрямую. После четырехмесячного похода по квартирам выяснилось, что 60-70 процентов жителей, КТОС и надзорные органы - за строительство. Даже один из авторов проекта застройки городского центра Евгений Александров высказался за строительство. Если бы городские власти наложили на него единоличное вето, сообщил А. Исупов, то его можно было бы рассматривать как "произвол властей".
Жители "проблемного" двора задаются вопросом: зачем строить еще один торговый комплекс, ведь место здесь и без того густо насыщено торгующими "точками"? Но новый комплекс, ставший "продолжением" "Большого", задуман, видимо, как ответ Артуру Никитину и его "Никитинским рядам", уничтожившим на площади Революции торговую монополию бывшего центрального гастронома. Компактное "подземелье" оттянуло покупателя на себя, сделав такое соседство для своего конкурента менее перспективным в финансовом отношении. Новое же строение поднимет традиционный "супермаркет" до эстетических высот нынешнего дня, придаст всему образованному из нескольких объектов комплексу особый шарм, что также имеет значение для покупателей. А кроме того, сделает более эффективной эксплуатацию имеющихся площадей. Другими словами, конкуренция рождает градостроительные идеи. Но ряду жителей они представляются недостаточно компромиссными. "Горячая точка" на карте Челябинска продолжает тлеть.