24-10-02


Время бритоголовых?

Кто они, челябинские скинхеды

В сегодняшнем номере "Челябинский рабочий" в третий раз за последние две недели обращается к теме скинхедов. Напомним: 11 октября мы опубликовали материал "Берегитесь, скинхеды!" В нем рассказывалось о челябинской молодежной группировке White Smoke Clan (клан Белого дыма), борющейся со скинхедами. В том же номере сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних УВД Челябинска капитан Сергей Филатов заявил, что скинхедов в Челябинске нет, их придумали журналисты. Вскоре слова милицейского чиновника были опровергнуты. Сначала в "Челябинский рабочий" пришло электронное письмо. "Пусть работники милиции не тешат себя надеждами, - говорится в нем, - скинхеды в Челябинске существуют". А затем в Калининском районе, возле магазина "Юрюзань", произошла массовая драка скинхедов и рэпперов (о ней "Челябинский рабочий" рассказал во вчерашнем номере). Видя все это, мы решили узнать, кто же они, челябинские скинхеды.

В письме за подписью "Челябинские бритоголовые" говорится, что смоки далеко не уличные робингуды: они бьют скинхедов нечестно - нападая вооруженной кастетами толпой, обижают только малолетних скинов. Три страницы написаны грамотным русским языком со вставками - английскими словечками, историческими ссылками. Среди всего прочего фраза: "Я учусь на четвертом курсе ЧелГУ, живу в Калининском районе и объявляю мой вуз и мой район территорией скинхедов. Мы защитим свои дворы от дегенератов-смоков! Мы сотрем их негритянские граффити с наших прежде красивых домов! Это я, Женя-Зибен, официально заявляю".

...В редакцию скинхед Женя и его друг по бригаде, студент второго курса ЧелГУ Костя, пришли в полном скиновском облачении: высокие берцы (ботинки), черные джинсы, из-под верхней одежды выглядывают подтяжки. У Кости на бритой голове - татуировка.

Костя рассказывает, что по дороге в редакцию к нему пристали четверо парней: "Ты чо, скинхед?" Пристали только из-за ботинок.

Костины "берцы" действительно заметны: светлые, в темных разводах, с широкой подошвой, они резко контрастируют с черным пальто и красными подтяжками.

- Видите, какие они битые, боевые! - хвастается Костя. - Я специально джинсы завернул, чтобы берцы было видно. Смоки - трусы, я им говорю: давайте биться по-честному, один на один. Сдулись! Как-то раз на меня и еще одного паренька налетел десяток армян. Я против пятерых бился. Бегал от них, камнями кидал. Они завалили меня, лишь приставив к виску ствол. Чурки, армяне, негры не попадают под кодекс чести, это зверье! Всех - в гетто, а хачиков - уничтожить!

- Полностью уничтожить нужно цыган и евреев, у них родины вообще нет, - перебивает его Евгений. - А хачики пусть живут, но только у себя.

- А вы знаете кого-нибудь из евреев?

- У нас в ЧелГУ много евреев-преподавателей, - рассказывает Костя. - Я у них выучусь и пойду против них с их же оружием. А про хачиков и чурок: У меня друг был, у него мать русская, а отец грузин. Я перестал с ним дружить из-за этого. Он сейчас гопник.

- Вы против "гопников"?

- Это не люди: им бы только накуриться, напиться, подраться, с девчонками это самое. Вообще у нас враги не только гопники: хиппи, панки, сексуальные меньшинства, бомжи. Мы их бьем. Иногда нас в милицию забирают.

- И вас, скинхедов, отпускают?

- Мы же не кричим, что мы - скинхеды! - улыбается Женя. - Так, по хулиганке все проходит. Вот сидят в тюрьме двое за убийство бомжа, но они к этому делу подошли не с умом, и их забрали. Мы их не одобряем.

На вопрос, зарабатывают ли они самостоятельно, гости отрицательно мотают головами. Впрочем, Женя уже работал с базами данных, а Костя - грузчиком.

- Мне мама не разрешает работать, - признается он.

Мама Кости по специальности - учитель музыки. Отца нет, погиб в автокатастрофе восемь лет назад. Костя говорит: из-за татарина. У Жени мама тоже учитель. Национальные идеи впечатлительный молодой человек перенял от дедушки. Дед прошел всю войну, день Победы отмечал в Чехии. Внуку он твердил одно: лучшая нация - это русские.

- Папа хорошо воспринимает национализм, - рассказывает Женя. - В университете в группе сначала пальцем тыкали, но я с ними разобрался.

- А меня в деканате, прежде чем дать мне бумажку, гоняли, - пожаловался второкурсник Костя. - Пришлось маме идти. Хотя на самом деле очень многие разделяют наши идеи.

- Да те же милиционеры! - восклицает Женя. - Когда они забирают нас после драки, говорят: вы, ребята, правильно делаете, но делайте это тихо, чтобы мы не видели.

- Или такой случай, - вспоминает Костя. - Мы ехали в троллейбусе вместе с чуркой. Начали наезжать на него. А когда тот вышел, один дед стал орать на нас. Он возмущался не тем, что мы скинхеды, а тем, что мы не избили чурку. Многие нас поддерживают, но - только на кухне. "Кухонные бойцы".

- Вы еще там написали, что курсанты дерутся со скинами. Это неправда. Среди офицеров Российской армии как раз много скинхедов. Мы же за Родину, за Россию!

А как реагируют "органы"

Сотрудники ФСБ, по обыкновению пожелавшие остаться неназванными:

- По большому счету, мы этим не занимаемся. Скинхеды как явление - прямое дело прокуратуры, только она имеет право возбуждать уголовные дела по 282-й статье. А мы максимум, что можем, - по поручению прокуратуры осуществлять оперативную поддержку. Если бы наши народные избранники передали нам эту статью в подследственность, вот тогда бы совсем другой был разговор. Хотя, чисто по-человечески, зло берет, конечно. Гаденыши...

Начальник следственной части прокуратуры Челябинска Сергей Серебряков:

- В этом году Челябинской прокуратурой не было возбуждено ни одного дела по статье 282 ("Возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды"). В том числе и по скинхедам. То есть, конечно, мы знаем, что скинхеды существуют, но конкретные сообщения и заявления о преступлениях, предусмотренных статьей 282 УК РФ, пока не поступали. Если поступят, будем реагировать незамедлительно. Но обычно милиция привлекает таких граждан за хулиганство.

Комментарий "Челябинского рабочего"

Не сказать, что пришествия скинов в редакцию кто-то ждал с особым трепетом. Но любопытство присутствовало, и немалое. Всамделишные бритоголовые, как же:

К нам пожаловали два юнца с балалаечными кулачками, страшно гордые тем, что на них обратила внимание большая газета. Наплевать бы на них и забыть, если бы не одно обстоятельство. Наши посетители с удовольствием выдали целый поток пакостей (интервью из цензурных соображений купировано более чем на треть) без всякого смущения или опаски. В полной уверенности, что неуязвимы. И ведь так оно покуда и есть.

Для того чтобы скинхеда привлечь за антисемитизм, надо дождаться еврейского погрома. И то попробуй, докажи, что это был именно еврейский погром, а не обычные хулиганские действия. Однако "хулиганские действия", междворовые и межрайонные драки были всегда. И будут. Вот только идеологическую платформу под них стали подводить только сейчас. Кому-то это очень нужно - так же, как в начале 90-х в Челябинске были нужны набеги "лампасников" из Ленинского района в центр. С "лампасниками" разобрались достаточно быстро: внешне стихийное противостояние гопников "с окраины" гопникам "из центра" банально регулировалось определенными преступными группировками и имело прямое отношение к переделу криминального рынка. Элементарная демонстрация силы: "Не надо нам ваших, у нас есть свои". Из тех бандитов 90-х половина полегла в перестрелках и местах лишения свободы, половина, добившись своего, перешла в разряд "приличных коммерсантов". Как следствие, не стало и массовых драк "район на район".

Сейчас движение "лампасников" пытается возникнуть в масштабах страны. Время для этого уж больно подходящее. Собрать малолеток в стаи, дать им почувствовать, что они спасители России, вот что обеспечит выигрышную позицию в политике. А формальных поводов "спасать Россию" нынче более чем достаточно: война в Чечне, низкие зарплаты, наркомания и так далее. Кто-то очень умный хочет малыми средствами добиться больших денег. Он все просчитал, он знает назубок Уголовный кодекс и подростковую психологию.

Сорвать все планы этого "кого-то", как ни странно, очень легко. Для этого даже не нужно срочно завлекать молодежь в кружки кройки и шитья. Пара реальных сроков подействует на толпу запутавшихся малолеток куда эффектнее и эффективнее: зона учит интернационализму и космополитизму.

Еще больше в этом убедил и разговор с пришедшими в редакцию студентами-скинами. Они опасаются показать на всю область лицо: "Ну, я бы не хотел портить отношения с преподавателями". Явно побаиваются "органов": "А вы не в милицию собрались звонить?" Эти мальчики ничем поступаться ради своих принципов не захотят. Ни свободой, ни карьерой, ни даже просто принародно поротой задницей: "Чо я, дурак что ли, это же унижение какое". В общем, первому встречному наряду ППС - на полчаса работы "демократизаторами". И если наряды ППС будут действовать достаточно активно - ну не полчаса, скажем, а по десять минут, но ежедневно. Если инициативу милиции подхватит прокуратура, то данные скинхеды рассосутся "как дым, как утренний туман". Сбегут в Интернет, где, по большей части, пока и обитают:

А пока государство пассивно наблюдает за собственным нарывом, который еще можно прижечь зеленкой. Но скоро он прорвется, превратившись в гнойную язву. Тогда и будем беспокоиться?

Материал подготовили Анастасия БЕРСЕНЕВА,

Екатерина МИНЕЕВА