24-10-08


Главное лицо "Руки помощи"

Челябинский правозащитник Николай Щур - мальчик из "Голого короля"

Его деятельность известна далеко за пределами нашего города. Он не дает покоя чиновникам. В судах выступает представителем людей, чьи права были нарушены. Прокуратура держит его организацию под постоянным прицелом. На совещаниях у руководства он со своей командой зачастую оказывается нежеланным гостем. Николай Щур - человек, который не представляет, как он сам говорит, никакой общественности, а просто помогает людям. Свою деятельность он называет обычной и нормальной. На ум приходит диалог из фильма: "Гоша, вы поступили, как настоящий мужчина". - "Я поступил, как нормальный мужчина".

А король-то голый!

Николай Алексеевич занимается правозащитной деятельностью с 1993 года. Он создал и возглавил не одну общественную организацию. Его фонд "Рука помощи" на слуху у граждан и на контроле у власти. В своей работе Николай Алексеевич и его жена Татьяна Михайловна руководствуются поговоркой "Не бросай камни в огород к соседу, если у тебя у самого стеклянная крыша".

- Это вообще призыв ко всем общественным организациям, - говорит Татьяна Михайловна. - Наша крыша не стеклянная, и поэтому мы можем бросаться "камнями".

Любимый герой Николая Щура - мальчик из "Голого короля", который сказал: "А король-то голый".

- Это моя жизненная роль. Все видят, все знают, но никто не говорит. А я говорю.

10 лет на поле защиты прав

За многие годы своего существования челябинский областной общественный фонд "Рука помощи" выстроил четкую работу с разными городскими структурами. Так, например, он постоянно сотрудничает с опекой, администрацией Челябинска, управлениями социального развития, здравоохранения. 10 лет работы фонда на поле защиты прав человека - достаточно большой опыт помощи людям. На счету не один выигранный судебный процесс.

По сей день продолжают идти люди со своими бедами и письма со словами благодарности.

- Мы никогда не рекламируем себя и поступаем так сознательно, потому что понимаем: как только мы заявим о себе широко, тут же захлебнемся от вала обращений за помощью. Наши возможности, к сожалению, не беспредельны, - говорит Николай Алексеевич. - Одно время мы даже взяли за правило спрашивать у посетителей, откуда они про нас узнали. Самый распространенный ответ: "По книжке".

"Правовая неотложка"

Каждые понедельник и вторник в первом и третьем следственных изоляторах Челябин-ска юрист с большим опытом "протягивает руку помощи" родственникам арестованных, разъясняет им их права, отвечает на вопросы. Там же он оставляет пособия, которые время от времени издает Щур в рамках какого-либо проекта.

- В своих брошюрах мы печатаем те вопросы, которые задают люди в письмах к нам и у нас на приемах. И ответы на них. Находятся ушлые люди, которые потом переиздают эти "книги" под своими именами и продают. Так, совершенно спокойно многие пособия, например "Правовая неотложка", "Не зарекайся!", "гуляют" в Интернете. А моя первая брошюра "Уроки выживания в системе правосудия" распечатана по всей стране и переведена на многие языки.

"Я - юридически неграмотен"

Я задала Николаю Алексеевичу вопрос: "Каково быть юридически грамотным человеком?" Его ответ привел в недоумение.

- Не знаю, - с улыбкой ответил правозащитник. - Не надо меня причислять к таковым. Я, как и многие люди, юридически неграмотен. Просто живу в обществе и помогаю ему бороться с несправедливостью и безразличием властей. А помощь наших организаций заключается в том, что мы просто рассказываем, как бороться. Когда к нам обращаются, мы спрашиваем человека: "Готов ли ты добиваться справедливости?" Готов - борись. И в таком случае мы говорим, что для этого ему надо будет сделать то-то и то-то. Это потребует того и того, в том числе и денег, но самое главное - душевных сил. А не готов - давай взятку.

В своих брошюрах Николай Щур пишет о том, как мы сами можем себе помогать. "Не надо платить 15 тысяч рублей адвокатам за то, что вы можете сделать и без них, потратив несколько часов на то, чтобы прочитать тот или иной документ, кодекс или закон".

Кстати, к вопросу о юридической грамотности. В портфеле у Николая Алексеевича лежит Уголовно-процессуальный кодекс. Он говорит, что если приходят письма с вопросами, ответы на которые он не знает, кодекс выручит. Но уж, конечно, если вопрос сложный, за него возьмутся специалисты.

- Самое интересное, что после ответа, о котором я сам узнал, прочитав кодекс, человек пишет благодарственное письмо: "Благодаря вашему ответу я решил свою проблему", то есть все это он мог бы сделать и сам.

К чему бы придраться?

Как-то в "Руку помощи" пришел человек и рассказал о том, что его избили в милиции. Правозащитная организация не может оставить такой инцидент без внимания. Позвонили в милицию и на автоответчик наговорили: мол, поступили сведения, примите меры. На следующий день фонд посетил милиционер.

- Пришел пугать, - вспоминает Николай Щур. - Сказал: "А вы знаете, что будет, если ваше сообщение не подтвердится? Мы привлечем вас к суду за клевету". "Знаем, - отвечаем мы, - но мы не говорим, что вы избиваете, мы говорим, что к нам поступила жалоба как в правозащитную организацию. Просим проверить факты". Ушел и больше не возвращался. Зато постоянно приходят другие. Кто только не проверяет! Ну и что? Налоговая инспекция очень не любит нас, потому что не к чему придраться. Я даже был как-то свидетелем разговора инспекторов. Одна говорит: "У меня нет причин". Другая: "Придумай". Графу "Замечаний нет" из отчетов убрали. Замечание - предупреждение. Два замечания - два предупреждения, потом суд и закрытие. И так с любой организацией. Захотят - закроют. Мы в списке у власти первые на очереди.

Проектная деятельность

Средства на свою деятельность правозащитная семья получает, выигрывая конкурсы проектов различных зарубежных благотворительных фондов.

На сегодняшний день с фамилией Щур связано четыре организации: снежинская правозащитная группа "Шаг навстречу", фонд "Экология", общественное объединение "Женщины Евразии" и многими любимая "Рука помощи".

Проекты последней организации широко известны челябинцам. Думаю, мало кого оставил равнодушным лозунг проекта "Больничные сироты" - "Их 100, нас миллион - мы можем помочь", который осуществлялся в течение 2007 года и выполняется по сей день.

- Теперь от решения конкретной проблемы больничных сирот мы перешли к более широкой - усыновлению детей в нашем городе. Сейчас мы устанавливаем так называемую "Зеленую линию усыновления" (по аналогии с зеленой линией на таможнях), когда документы из опеки имеют приоритет перед другими при подаче на подпись у районных глав администраций.

Торгуют детьми

- Работая над новым проектом, мы организовали работу прямой телефонной линии для обращения граждан, чьи права были нарушены в ходе процесса усыновления, - продолжает рассказывать Николай Алексеевич. - У нас даже появились факты, что детей продают. 15 тысяч евро за ребенка запрашивали у одной из обратившихся к нам женщин. Мы предлагали людям, с которых вымогали взятки, посадить этих "торговцев". Если бы они согласились, то негодяев можно было бы взять с поличным. Но граждане боятся.

И тем не менее Николай Щур верит, что очередная брешь будет ими пробита. Года три оставляет он за собой и своей командой на решение новой старой проблемы.

Дарья ПОДКОРЫТОВА

Николай Щур окончил два вуза: Харьковский авиационный институт по специальности "Самолетостроение" и Всероссийский институт стандартизации и метрологии. С 1993 года Н.А. Щур занимается исследованиями окружающей среды. В 1994 году возглавил экологический фонд закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) в городе Снежинске. В лаборатории этого фонда были получены сведения о загрязнениях радионуклидами жилых территорий и бывшей промплощадки Российского Федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИТФ). Областным комитетом по ЧС ситуация была признана чрезвычайной. В то же время Николай Щур инициировал первую в истории ЗАТО проверку предприятий ядерного ВПК органами Минприроды. За свою деятельность он подвергся преследованиям со стороны руководства РФЯЦ-ВНИИТФ и Снежинской спецпрокуратуры. Против него сфабриковали дело, во время следствия он шесть месяцев находился в заключении. После освобождения не бросил свое дело и продолжил активную общественную деятельность. В 2005 году за свою общественную деятельность вместе с женой Татьяной был назван Героем Европы американским журналом TIME. Сейчас Николай Алексеевич занимается еще и преподаванием - ведет курс "СМИ и правозащитная деятельность" у студентов журфака ЧелГУ.