24-10-08


Сбежавшая дочь

16-летняя Даша не хочет жить с родителями и ищет понимания у взрослых мужчин

"Я никого не люблю"

На прошлой неделе неожиданно позвонил давний приятель Сергей из Питера, с которым не общались много лет. Приятель просил о помощи.

- Где-то в Челябинске обретается моя племянница Даша, пропавшая из дома еще в августе, - начал взволнованный Сергей. - Она дочь моей сестры, живущей в маленьком городке в Курганской области.

Даша не потерялась, не исчезла бесследно. Оставила родителям записку: "Я никого не люблю и мечтаю никогда вас больше не увидеть". Уехала она не одна, а следом за человеком по имени Марсель, который намного старше ее. Отец троих детей, предприниматель средней руки. Родители нашли его след только недавно и ринулись в Челябинск.

Знакомый умолял:

- Помоги им чем можешь. Они никогда не были в твоем городе. Как и где они там будут ее искать? Разреши, я дам родителям твой телефон, ну хотя бы морально поддержи!

Вскоре раздался звонок от сестры Сергея. Наталья даже в телефонном общении произвела благоприятное впечатление. Ее переживания опровергали мои предположения о том, что побег девочки - следствие родительской жестокости. Впрочем, с этого Наталья и начала:

- Поверьте, мы ее любим, все для нее готовы сделать. Даже усыновили трехмесячного малыша, зная, что Даша мечтает о братике. Но и он ее не удержал.

Даша и раньше пропадала из дома. Мать с отцом искали ее ночами, объезжая всех подружек и дружков. Но такой долгий и далекий побег она совершила впервые.

Два месяца они изо дня в день набирали номер Дашиного мобильника. Она не отвечала, видя их номера на дисплее. Исключение сделала для бабушки. Та плакала, умоляла внучку вернуться. Даша успокаивала ее:

- Бабуля, не вернусь. Мне здесь хорошо, не беспокойся.

"Забери меня отсюда"

Родители обращались в милицию своего городка, но стражи порядка, приняв заявление, дали понять, чтобы на них особо не рассчитывали.

- Она у вас, видно, гулящая. Мы время и силы потратим, а она опять рванет. Ищите сами. И вообще она девка взрослая, может жить с кем хочет.

"Девка-то" еще несовершеннолетняя! Родители после этого посещения стали еще больше винить себя в происшедшем и в милицию больше не обращались.

...Даша появилась на свет с врожденным ДЦП. Чудо произошло: она стала нормально двигаться. Только родители знают, чего им это стоило. Однако медики не исключили синдром органического поражения головного мозга, следствием чего было отставание в развитии. Некоторые дети в таком положении привязаны к родителям, пугливы, с опаской относятся к чужим людям. А эта девочка была активна, легко входила в контакт, тянулась к незнакомым людям. Когда родители подошли к черте, после которой сложные отношения с дочерью стали необратимой проблемой? На этот вопрос у них нет ответа.

- Дочка с детства отличалась нестабильным поведением, - продолжала свою телефонную исповедь Наталья. - Не раз была замечена в воровстве, хотя наша семья вполне обеспеченная. Часто, возвращаясь из школы, она шла мимо дома, куда глаза глядят. Чтобы добиться своего, способна на шантаж. А какая сказочница! Может сочинить и так правдиво преподнести историю о том, что родители якобы пьют и избивают ее, что не поверить и не пожалеть невозможно. Она пользуется этим. Каково нам терпеть эту ложь, ловить на себе недоверчивые взгляды соседей?

Она связывается с детьми из неблагополучных семей, пропадает у них. Из областного центра, где жили раньше, переехали в маленький городок, думая, что здесь легче ее контролировать. Не тут-то было. В сентябре Даше нужно было идти в девятый класс (она и так на два года отстала от сверстников). Но в августе дочь сбежала из дома.

Родители попытались распутать клубок хаотичных Дашиных знакомств. Милиция посодействовала, чтобы мобильный оператор выдал им распечатку с номерами ее абонентов и содержание СМС-переписки. Писать сообщения Даша любила. Даже дома с матерью часто общалась с помощью СМС или записок. Среди эсэмэсок обнаружился наиболее частый адресат по имени Марсель. В одном из посланий Даша писала ему: "Котенок, не могу без тебя, забери меня отсюда".

Родители стали "пробивать" номер Марселя. Он долго не шел на контакт. Наконец, признался, что Даша действительно жила у него, но тоже сбежала. Уверял, что он не обижал девушку и, несмотря на большую разницу в возрасте, очень любит ее. Но как только стал внушать ей, что нужно идти учиться и потребовал делать уборку квартиры, Даша сбежала. Ушла к новому сожителю, более молодому.

Марсель "вычислил" ее и обещал помочь родителям найти дочь. Но уже полдня они тщетно кружат по незнакомому городу. Сначала он назвал одно место, где, возможно, находится Даша, обещал туда подъехать, но не появился. Потом дал новый адрес, они по подсказкам прохожих поехали туда, и опять пустые ожидания. Впрочем, они даже не знают, как выглядит этот Марсель.

"Наверное, это ловушка"

Очень хотелось помочь этим людям. Но чем? Даша сбежала без документов, она нигде не прописана.

- Может, вы согласитесь нам подыграть? - спросила Наталья. - На незнакомые номера она отвечает. Вы позвоните и скажете, что она стала победительницей в акции, мобильные операторы часто их проводят. Даша азартная, надеюсь, поверит и согласится прийти якобы за призом. А тут мы ее силой заберем.

В отличие от Даши я не обладаю артистическими способностями, мне трудно врать. Я предложила более реалистичный вариант: сказать ей, что звоню по просьбе ее дядюшки из Питера, который обеспокоен судьбой племянницы. Якобы по его просьбе хочу скрасить ее жизнь в чужом городе, пригласив Дашу на концерт знаменитого гастролера.

Ее телефон долго не отвечал. Потом я услышала девичий голос. Она, не перебивая, выслушала мою легенду и обескуражила меня резким вопросом:

- Это ловушка? Вы звоните по просьбе родителей? Тогда я не хочу с вами разговаривать.

И все же мне удалось ее убедить. Она даже оживилась, когда я заговорила о жене Сергея Елене, которая вместе с дочерью сбежала от мужа в Англию.

- Ой, я тетю Лену с тех пор так и не видела. Я так люблю ее и дядю Сережу. Вот к нему бы уехала, - разоткровенничалась Даша.

- Как ты поедешь? У тебя даже документов нет.

- А вы откуда знаете? - опять забеспокоилась Даша. - И кто вам дал мой номер? Дядя Сережа его не знал.

- Твоя бабушка дала, она ему о тебе и рассказала, - выкрутилась я. - Он обеспокоен: где ты живешь и на какие средства?

Даша очень убедительно поведала, что живет у хорошей знакомой, а зарабатывает уборкой квартир. Мое предложение пойти на концерт она отвергла:

- Я приду, а вы позовете моих родителей. Не хочу к ним возвращаться. Нет, они не жестокие. Но меня там не понимают. А дяде Сереже скажите: пусть он мне позвонит, я бы очень хотела с ним поговорить.

Наталья слушала мой "отчет" со слезами: с нею дочь разговаривать не желает, а чужой тете раскрыла душу. Остро отреагировала она на сообщение о "трудоустройстве" дочери.

- Не верю! Она половую тряпку в руках не держала. Боюсь, что она подрабатывает проституцией. И про знакомую не верю: Даша не умеет дружить. Что ж, спасибо за поддержку. Мы не уедем из Челябинска, пока не найдем дочь.

Поздно вечером на мой сотовый телефон пришла эсэмэска. Наталья писала заглавными буквами: "СПАСИБО ВАМ ЗА ПОМОЩЬ. ДАШУ МЫ НАШЛИ И ЗАБРАЛИ ДОМОЙ!"

На следующий день я решилась ей позвонить. Наталья рассказала, что с Марселем они встретились, он показал им квартиру, где обитала Даша. К тому моменту Сергей из Питера дозвонился до племянницы. Что он ей сказал, неизвестно, но когда за нею поднялся отец, она пошла за ним в машину, чтобы вернуться домой.

Любовь СЛАВИНА

Комментарий психолога

Елена СОЛДАТОВА, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития ЮУрГУ:

- Убегая из дома, бунтуя, подростки пытаются самоутвердиться, противопоставляя себя родительским требованиям. Но к 16 годам пора бунтарства у девочек заканчивается. Теперь о родителях. Если в семье, сколь бы благополучна и обеспечена она ни была, появился ребенок, пусть любимый, но отличающийся от других детей, они испытывают и чувство вины, и чувство отрицания. Эти эмоции компенсируются стремлением опекать ребенка, тот растет неуверенным в себе. Став старше, дети этот недостаток стараются восполнить повышенной активностью, общением. Но в силу нарушений эмоционально-волевой регуляции "взрослое" поведение не всегда соответствует общепринятым нормам.

В подобных семьях с проблемами почти всегда нарушен контакт с родителями. Как правило, отцы больше отдаляются от детей. Может, поэтому Дашу тянет к взрослым мужчинам, она ищет у них понимания.

Странно преподносится мамой Даши факт усыновления младенца. Он похож на побег от сложной ситуации. Что за этим стоит? Они взяли ребенка осознанно, для себя и будут о нем заботиться? Или как игрушку для дочери, чтобы удержать Дашу в семье? Таким образом они как бы снимают с себя ответственность за этого малыша. Несерьезная позиция.

Нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам. Причем всей семьей. Скорее всего, внутри семьи нет признания сложности ситуации, каждый ее избегает.

Да, контакт с дочерью нарушен. Причем настолько, что ей сложно открыто демонстрировать свой внутренний мир, и она контактирует с родными при помощи записок, сознательно ограничивая открытое общение с ними. Если упущено время в детском возрасте, нужно его наверстывать. Период для этого благоприятный. Даша находится в поиске себя и связей с другими людьми. Не применяя жестких мер, родителям надо встать на твердую позицию. Гражданских обязанностей никто не отменял: они все равно ответственны за ребенка до 18 лет как минимум. Нужно установить такие отношения, чтобы девочка чувствовала: ее понимают, принимают, прощают.